10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Культура: глубинное погружение9 апреля 2010, пятница, 14:07 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 72
| Версия для печати Режиссер Трубчевского районного Дома культуры Марина Ушакова решила откровенно поведать о том, чего не услышишь за грохотом фанфар. Рояль известной немецкой фирмы «Стейнвейн» распорядился приобрести для Брянской филармонии губернатор области Николай Денин. Роскошный подарок он сделал в честь прошедшего недавно Дня работника культуры. Власти не скупятся на хвалебные пассажи по поводу состояния нашей культурной отрасли. — Культура держится на людях - творцах, энтузиастах, влюбленных в свое дело, каждый из которых незаменим на своем месте, - отметил в выступлении губернатор. Недавно редакция получила письмо как раз от такого влюбленного в свое дело энтузиаста. Даже не письмо, а скорее крик о помощи. Режиссер Трубчевского районного Дома культуры Марина Ушакова решила откровенно поведать о том, чего не услышишь за грохотом фанфар. Описанная ею картина резко отличается от той, что рисуют чиновники со страниц подконтрольных СМИ. Публикуем письмо, что называется, без купюр. "На заре туманной юности, которая пришлась на остатки застоя и переломные годы нового времени, ведомая жаждой свершений на поле, говоря старой терминологией, культурно-просветительной работы, я окончила сначала культпросветучилище, затем институт культуры. Низкий поклон моим педагогам! Но сегодня эта работа, в том числе и моя, не нужна никому. Прожив долгое время в Подмосковье, вынуждена была вернуться на родную Брянщину, чтобы не оставить старого родственника одного переживать старость и болезни. Дабы сохранить стаж работы, устроилась в районный Дом культуры режиссером. Всегда считала, что настоящая клубная работа ведется именно в глубинке, где нет возможности оплачивать выступления профессиональных артистов. Однако вот уже четыре месяца я изо всех сил пытаюсь понять, что же происходит на самом деле в провинциальной, не обремененной столичной суетой и снобизмом культуре. «Не сами по себе мы хороши, а фону из дерьма благодаря» Первое, с чем столкнулась, естественно, руководство. Директор Дома культуры по специальности агроном. Не спорю, это может иметь место быть, но в случае наличия творческого и организаторского таланта. Тем более удивительно, что в штате Дома культуры есть специалисты с высшим профильным образованием, стажем, опытом проведения массовых, кружковых, развлекательных программ и мероприятий. Вопрос: кому и где тогда нужны выпускники вузов культуры? Зачем тогда тратятся деньги на подготовку и содержание вузов, выпускающих специалистов, если работу доверяют агроному? На мой взгляд, каждая профессия имеет свои особенности и секреты, в каждой есть свои "дважды два", без которых ты не будешь специалистом. По аналогии я могу предложить свою кандидатуру в агрономы широкого профиля. Спецлитературку я подчитаю, окончу какие-нибудь курсы - и в поле. Кстати, наш руководитель даже без этого смело вершит культурную политику в районном центре, правда, не видя разницы между сценарием и сценарным планом. А наш начальник отдела культуры по образованию педагог, даже не филолог, что подразумевает какое-то знакомство с творчеством, хотя бы литературным. Кстати, постоянно слыша фразу, что именно начальник отдела культуры пишет сценарии, зная эту кропотливую работу, я интересуюсь: а что, у руководителя районного масштаба больше дел нет, кроме как писать сценарии для людей, имеющих образование и опыт работы? Администрацию города, района и области такое положение дел вполне устраивает. И знаю почему: специалист начнет работать! В связи с этим позвольте процитировать Игоря Губермана - жестоко, но верно: «Не сами по себе мы хороши, а фону из дерьма благодаря». Все, что сейчас происходит в культуре, - это от великого скудоумия руководителей, считающих, что уж в этом-то разбираются все. Поэтому высокопоставленные чиновники от культуры, председатели фондов и депутаты, выступая по телевидению, даже не обременяют себя изучением хотя бы перечня факультетов колледжей и институтов культуры, тем более не задаются вопросом: а как это работает? Тогда на самом деле любой агроном, зоотехник, водитель, тем более учитель имеют полное право диктовать и руководить культурно-массовой работой, опираясь на собственный жизненный опыт и уровень "нравится - не нравится". Город, отсчитывающий свою историю еще со времен, когда не было введено на Руси христианство, теряет свою культуру, превращая ее в придаток телевизионной попсы. Те материалы, которые кропотливо собирали активисты, худрук Дома культуры, еще немного - и просто потеряются. Специалисты, которые сегодня работают на остатках энтузиазма без поддержки и понимания важности их работы, еще немного - и просто некультурно плюнут и уйдут. Одна моя добрая знакомая высказала хорошую мысль: "Человек работает или за зарплату, или за "уважуху". На сегодня в том Доме культуры, в котором я пытаюсь работать, нет ни того, ни другого. «А молчальники вышли в начальники, потому что молчание – золото» Второй ужас, с которым я столкнулась, - это ведение документации. Понятно, что отсутствие достаточного финансирования не позволяет развернуться материально-технической базе так, как об этом мечталось. Поэтому рачительный хозяин старается изо всех сил сохранить то, что есть. В кабинете, в котором было определено мое рабочее место, кроме меня находятся еще художественный руководитель, ведущий методист и хореограф. Ни доисторической печатной машинки, ни тем более компьютера не было. Действующий и более-менее доступный ПК находится в кабинете секретаря (он же и отдел кадров). Работу методиста Дома культуры без компьютера даже трудно представить! Но, слава богу, увещевания старожилов кабинета и вновь объявившихся сотрудников позволило руководству, "изыскав внутренние резервы", предоставить-таки это чудо технической мысли. Спасибо! Но дело в другом. Монитор, процессор и клавиатура были просто-напросто принесены в помещение без какого-нибудь акта приема-передачи материальных ценностей. Раньше этим компьютером пользовались во время проведения дискотеки. Когда повнимательней посмотрели на провода, оказалось, что один надрезан. "Не беда!" - завхоз пошла и купила новый провод. Знаете, сколько бы он ни стоил, но ни одна хозяйка не позволит транжирить ни копеечки, если она, конечно, хозяйка. За кем числился этот ПК, кто отвечал за эксплуатацию, где акт неисправности, - вопросы, оставшиеся без ответа. Хотя лично я это назвала вульгарным "отмыванием денег". Далее. Когда меня попросили подписать должностные обязанности, я увидела в этом качестве перепечатку из методички Министерства культуры, рекомендованной для использования в учреждениях культуры. Ни должностных инструкций, ни устава организации, ни коллективного договора мне для ознакомления предложено не было. Позднее с уставом и договором я ознакомилась. Содержание меня очень шокировало. Устав организации, в которой работает коллектив около 60 человек, уместился на четырех страницах, договор - чуть больше. Ни один из этих документов не отражает и не регламентирует деятельность конкретного трудового коллектива. Общие фразы, списанные по образу и подобию. Творческие коллективы тем и отличаются, что каждый требует конкретного подхода в силу специфики ненормированного рабочего дня, невозможности использовать отгулы, загруженности во время проведения мероприятий. Здесь коллектив творческих работников превращен в заводскую бригаду многостаночников. Не помогает даже уровень школьной программы по литературе, где, изучая Маяковского, мы декламировали: "Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды". Чтобы написать сценарий того или иного мероприятия, ты должен не просто "тысячи тонн словесной руды" поднять на-гора, но еще прослушать 200 часов музыкальных произведений, покопаться в анналах Интернета в поисках созвучных теме и твоему мировоззрению материалов, затем все это свести в единое целое, соблюдая все каноны драматургии и режиссуры. Так пишут сценарии специалисты. По правилам, введенным руководством, также имеющим свое видение, за неделю объявляется внеплановое мероприятие, удовлетворяющее зрелищные амбиции администрации района и города, назначается ответственный, который и будет "расхлебывать" тему и решать задачу. Кстати, опять же руководству удалось разбить коллектив на два лагеря: тягловых лошадок, которые еще и что-то требуют, и лагерь молчальников, глубоко уважающих любое мнение начальства всех сортов и видов. И опять цитата из еще одного любимого мною поэта Александра Галича: «Где теперь крикуны и печальники? Отшумели и сгинули смолоду... А молчальники вышли в начальники, потому что молчание – золото». Эти люди имеют право быть хвалимыми и как режиссеры, и как сотрудники. Воистину "промолчи - попадешь в первачи!" «Как печально, если попа выше головы, если попа в кресле» А потом я поняла: районные начальники получают портфель чаще не за талант организатора, руководителя, политика, а просто волею Фортуны и рукою знакомства с каким-либо чиновником, что повыше рангом. Отсюда жажда подобострастного поклонения, сознание высоты собственного величия и требование обязательного наличия мягкого языка у подчиненных всех ступеней. И опять Губерман, несколько окультуренный: «Как печально, если попа выше головы, если попа в кресле». Я понимаю, что все, о чем здесь сказано, можно перенести на многие и многие провинциальные Дома культуры, администрации, - это-то и страшно. Конечно, это глас вопиющего в пустыне, но в то же время народная мудрость гласит, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. И если я, не обремененная дружбой с местными портфеленосцами и, честно признаюсь, имеющая пути к отступлению, не скажу об этом вслух, то на самом деле культурно-массовой работе грозит превращение в прачечную по обслуживанию корпоративов сотрудников местных администраций и более-менее состоятельных предпринимателей. Сумбур. Знаю. Но это уже настолько наболело, что без вскрытия нарыва не обойтись. Самый главный принцип работы клуба - организация досуга населения. Досуг - это свободное от работы время. От работы время у населения свободно, разумеется, в выходные. Но ведь и начальникам от культуры хочется положенных выходных. Поэтому очаг досуга, единственное место, которое поможет чему-то научиться, пообщаться, также не работает ни в субботу, ни в воскресенье. Молодежные танцы, именуемые дискотекой, которые проводятся в нашем Доме культуры, скорее место сбора трудных подростков, которым негде погреться, спрятаться от дождя, просто поматериться под крышей. Нет ни дискотечной, ни развлекательно-игровой программы. Но это нужно начальнице как источник дохода на спецсчет. Кстати, в коллективном договоре есть очень интересный пункт, гласящий, что руководитель не оглашает сумму дохода на этот пресловутый счет и тратит средства на свое усмотрение. Каким это усмотрение может быть у агронома, остается только догадываться. С уважением Марина Ушакова, режиссер Трубчевского Дома культуры." От редакции. Грустное, очень грустное, но отражающее реальное состояние условий труда работников культуры и самой работы районного учреждения получила редакция письмо. Сравнить, так оно - полная противоположность тому, о чем велеречиво докладывают чиновники управления культуры. Как бы хотелось, чтобы губернатор Денин слышал прежде всего голоса вот таких преданных своему делу, просто честных людей, как Марина Ушакова. За такими, как она, а не за иными - будущее отечественной культуры. Правда, пока руководят ею в нашей области такие, как Н. Сомова, которая считает критикующих ее «мухами». Только если развивать ужасно "культурную" мысль искусствоведа Сомовой, можно также задаться невежливым вопросом, а на что слетаются мухи? Будем надеяться, что настоящая гражданская позиция автора письма не станет сигналом чиновникам разного уровня для организации травли строптивого режиссера из Трубчевска. Во всяком случае, издание будет следить за дальнейшей профессиональной деятельностью Марины Ушаковой. Источник: "Брянская жизнь"
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |