Деревеньки Юрия Махотина
Юрий Махотин
В экспозиционном зале, представляющем творчество народного художника РФ Юрия Махотина, 23 апреля состоялось открытие сменной выставки. Новая серия картин обобщена темой истории русской деревни и носит название «Деревенька моя».
Деревня в разное время года и в разных исторических условиях. Деревня весной и зимой, в окружении вспаханных полей и в сумерках запустения, с яркими праздниками и суровыми буднями, грустными воронами и предзакатным солнцем… Правда, деревенька на полотнах Махотина далеко не так гармонична, как, например, у Венецианова, — по ней «прошлись» революция, война, разорение и расслоение. Однако она не менее мила сердцу русского человека, хотя воспринимается в нашем урбанистическом мире как осколок истории.
Об этом и многом другом говорили в узком кругу собравшихся в зале председатель регионального отделения Союза художников Михаил Решетнев, директор музейно-выставочного центра Владимир Мурашко, поэт и журналист Алексей Новицкий, журналист Борис Каченовский, народная артистка России Марина Гаврилова. Несмотря на попытки Владимира Сергеевича перевести разговор на обсуждение художественных достоинств полотен, его не поддержали. Не потому, что не посчитали нужным: о творческой манере Махотина до сих пор споры не умолкают — от резко негативных до патетичных. Просто у каждого из присутствовавших в душе живет его «деревня»: где прошло босоногое детство, где жил и творил, место, где осталось ощущение праздника. Мемуарные наброски составили вторую часть встречи. Вспоминал и сам автор: историю создания «Деревеньки» и ее героиню — жительницу села Овстуг Марию Лотареву. До сих пор Юрий Андреевич бережно хранит стенограмму разговора с ней и наброски к «Одинокой старости», на которой он изобразил крестьянку, колющую дрова.
Не обошлось без подарков. Алексей Новицкий читал стихи из своего нового сборника «Коммуналка-3», в котором два стихотворных опуса посвятил другу. Борис Каченовский, поддерживающий дружеские отношения с художником на протяжении вот уже 40 лет, открыл на этой выставке светоносность полотен Махотина, а Марина Гаврилова подарила автору экспромтом сочиненный монолог о любви к русской деревне. После столь восторженных оценок в адрес художника логично предположить, что он дерзнет подтвердить их новыми работами в оригинальной художественной манере.
БРЯНСК.RU