ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете

10 фильмов-победителей Каннского фестиваля

13 мая 2009, среда, 19:01 – БРЯНСК.RU   |   Комментарии: 0   |  Версия для печати
10 фильмов-победителей Каннского фестиваля
10 фильмов-победителей Каннского фестиваля
Жюри Каннского фестиваля, чье слово является веским для многих ценителей качественного "кино не для всех", вскоре приступит к совещанию – ведь уже сегодня состоялось открытие этого ожидаемого события. Прежде, чем загадывать, кто возьмет "Золотую пальмовую ветвь" в этом году, Дни.Ру предлагают своим читателям проследить судьбу тех картин, что победили в Каннах в последние 10 лет.

Не достигшие адресата
Даже гордецы в среде кинематографистов признаются в том, что участие в Каннском фестивале сыграло – или сыграет в их творческих судьбах большую роль: временами даже статуэтка "Оскара" кажется им не столь вожделенной, чем заветная Каннская "Ветвь". Традиционно именно Канны в кинематографе, как Париж в парфюмерии, являются законодателями вкусов и моды в киноиндустрии, когда как Голливуд в последние годы у многих ассоциируется с коммерциализацией и профанацией искусства. Однако, как ни привлекательно сияет венец победителя, не все золото, что блестит, привлекает аудиторию: не многие фильмы, взобравшиеся на вершину Каннского Олимпа, доходят до основной цели – зрителя.

Так, картина братьев Жан-Пьера и Люка Дардьенн "Розетта", удостоенная "Золотой пальмовой ветви" ровно десять лет назад, так и покрылась пылью времен на полках музыкальных и видеомагазинов. Отчего фильм приглянулся кинокритикам и жюри, кажется делом очевидным: история о барышне, кидающейся на поиски работы и прочь от пьющей матери, привлекает всех – и поклонников первой литературной мыльной оперы "Джейн Эйр", и почитатели "400 ударов" Трюффо. Почему не попал в руки российским зрителям – понятно: в 1999-м году наша собственная киноиндустрия только проклевывалась из скорлупы постсоветской спячки, и мы едва успевали отслеживать западные блокбастеры, не говоря уже об артхаусе. Как вышло, что "Розетта", имея 8 международных наград, не дошла до многих европейцев – неизвестно.

Тем не менее, замечательно сложилась судьба у создателей образа этой милой девочки. Эмили Декьенн становилась "лучшей актрисой" целых пять раз, и с момента триумфа в Канне соседствовала с Венсаном Касселем в мистическом триллере "Братство волка". А оба режиссера, Жан-Пьер и Люк Дардьенн, стали лауреатами Канн через 6 лет, в 2005-м. Драма о чудовищном проступке нищенствующего мужа – продаже собственного младенца на черном рынке – впоследствии оказавшегося в тюрьме, "Дитя", стала "пальмоносным" камбеком братьев Дардьенн в Канны. Однако эффект, произведенный на зрителей картиной "Дитя" (заработавшей помимо "ветви" еще 10 важных наград), даже не смог перебить успеха, которого в том же году добились картины, получившие "гран-при" и "специальный приз" - "Сломанные цветы" Джима Джармуша и "Город грехов" Роберта Родригеса.

Несколько лучше образовалась ситуация вокруг обладателя "Золотой пальмовой ветви" 2007 года – румынской картины Кристиана Мунджиу "4 месяца, 3 недели, 2 дня". По сюжету фильма одна из героинь оказывается беременной и делает аборт, запрещенный в то время, почти у первого встречного человека, платить за услуги которому приходится ее подруге, причем собственной девственностью. Причина, по которой сия психологическая драма снискала успеха в европейских странах, ясна: помимо художественной ценности, кинолента несет в себе и политическую. В описываемое в картине время – последние годы правления Чаушеску – Румыния была страной, фактически влезшей в долговую яму перед соседями в конце 80-х, потому можно считать фильм Мунджиу, номинированному даже на "Золотой глобус" своеобразным реверансом в сторону натерпевшихся соседей.

Своеобразным завсегдатаем Канн в этом списке является "итальянский Вуди Аллен" Нанни Моретти: он получил это прозвище за то, что взял за правило отводить себе ведущие роли в своих же комедийных фильмах. Прежде, чем отхватить первый приз в 2001-м году с фильмом "Комната сына", Моретти вставал в очередь за "Золотой пальмовой ветвью" целых пять раз, попав в конкурсную программу фестиваля с дебютной картины "Ecce bombo". Добыть победу, однако, Моретти довелось с кинолентой совершенно противоположного толка: вымученная история о психоаналитике, потерявшем сына, но все равно вынужденном лечить чужие травмы, есть собирательный образ американского "Целителя Адамса" с Робином Уильямсом и более позднего "Скафандра и бабочки" (получившего в Канне приз за лучшую режиссуру в 2007-м). "Комната сына" получила 9 кинонаград европейских фестивалей, и, тем не менее, почти не получила резонанса у обычных зрителей.

Чего не скажешь о картине мастера сурового реализма Кена Лоуча "Ветер, что колышет вереск": выбранная им тема – борьба Ирландии за независимость – как часто случалось с его картинами, оказалась наиболее актуальной. До сих пор в этом государстве Западной Европы не утихают противоречия, связанные с осознанием собственной отдельности и аграрности , Столетие же назад на баррикадах велись ожесточенные бои с британской армией – важность описываемой проблемы и мастерское ее преподнесение британским классиком Кеном Лоучем принесли картине победу на Каннском фестивале в 2006-м году, а менее просвещенным в "другом кино" зрителям подарили возможность знакомства с творчеством этого режиссера.

Фавориты
Некоторым кинолентам, прошедшим через тернии Канн, все же, посчастливилось прославиться не только среди фестивальной публики, но и полюбиться более широкой аудитории даже в России, где массовый зритель не столь чувствителен к европейским победам.

Правда, например, лауреата Канн прошлого года, фильм "Класс" (оригинальное название "Entre les murs") Лорена Канте, из-за названия часто путают с эстонским фильмом Ильмара Раага о жестоких подростках. В картине Канте тоже повествуется о тинейджерах, но под менее радикальным углом: речь идет о годе жизни в классе французской школы для детей-иммигрантов, плохо знакомых с языком и историей страны, в которой живут. Фильм Лорана Конте задел за живое и американских академиков, номинировавших его на "Оскар" – Россию экранизацию биографии Франсуа Бегодо познакомил Сэм Клебанов. На волне популярности фильма Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь" анемичность картины Конте выглядела здесь особенно контрастно.

Среди обладателей "Золотой пальмовой ветви" не мог не оказаться кинопамфлет Майкла Мура "Фаренгейт 9/11", чья победа на кинофестивале в 2004-м ознаменовала ироничное позиционирование Канн в среде своего бытования, а так же охарактеризовала политическое отношение кинематографистов к Америке. Своевременный отклик Мура на события в Афганистане, компетентность Джорджа Буша и трагедию 11 сентября 2001 года принес Майклу Муру мировую известность, а его киноленте целых 20 наград, среди которых, между прочим, призы Ассоциации Голливуда, Вашингтонской ассоциации кинокритиков и даже премия Сараево.

Вызов Системе за год до Майкла Мура бросил и конформист среди артхаусных творцов Гас Ван Сент с фильмом "Слон" – в 2003-м, помимо главного приза, он унес из Канн еще две награды, включая за "Лучшую режиссуру" и приз Национальной французской образовательной системы. Фильм, ставший визитной карточкой Ван Сента в попкультуре, одновременно вдохнул жизнь и в уже существующий кинематографический мотив: подростковый террор и несогласие с правилами взрослого мира: начали его еще "Генералы песчаных карьеров", а в современной культуре чуть позже представили "Чамскраббер" Арье Посина, вышеупомянутые произведения Конте, Раага и Германики и многие другие.

Самой ожидаемой, но от этого не менее заслуженной победой в Канне явилась кинолента Ларса фон Триера "Танцующая в темноте": фильм, получивший в 2000-м году первый приз, завершал трилогию режиссера, чьей составляющей стали фильмы, уже вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа - "Рассекая волны" и "Идиоты". История о слепой женщине, рискующей своим здоровьем и жизнью ради будущего сына, потрясла зрителей по всему миру еще и потому, что главную роль в фильме сыграла исландская певица Бьорк. И если ее австралийские коллеги подарили картине Кена Лоуча "Ветер, что колышет вереск" название, то в случае с "Танцующей в темноте" уже сама Бьорк наделила своею героиню несколькими своими качествами – отрешенностью, непосредственностью, нестандартностью мышления, атмосферой непознанного. Фильм был удостоен 21 наградой, однако "Оскар" у него увел "Гладиатор" Ридли Скотта.

И, наконец, абсолютным чемпионом по числу наград, премий и зрительских симпатий, является победитель Каннского фестиваля 2002-го года "Пианист". Картина Романа Полански нашла отклик в сердцах всего мирового сообщества: тема Второй мировой войны и геноцида народов и поныне жива в людских сердцах. Печально, что композитор Владислав Шпильман, по мотивам биографии которого Эдриен Броуди прошел свой путь до "Оскара", не дожил до премьеры и победы фильма. Кроме того, фильм, получивший 3 премии Академии, "Золотую пальмовую ветвь" и еще 40 наград, является напоминанием о первом Каннском фестивале, намеченном на 1939-й год и отмененном из-за Второй мировой войны. Подобные киноленты, способные встать в один ряд с произведениями Феллини, Антониони, Пазолини, Висконти и других классиков мирового кинематографа – своего рода бриллианты в короне любого кинофестиваля, и то, что они, все же, находят выход на зрителя, вселяет надежду на долгую жизнь хорошего кино.

БРЯНСК.RU

Источник: Дни


  Комментарии: 0   Версия для печати  Подписаться на новости  На главную


НОВОСТИ ДНЯ: ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Ещё →  
15-7-2013, 14:13
Тело пассажира «Калидус» нашли неподалеку от места крушения

Поиски 52-летнего начальника брянского авиа-спортивного клуба ДОСААФ начались еще в пятницу сразу после крушения..»

2-8-2011, 12:11
Оборудование для безопасности стало доступнее

Видерегистраторы, видеокамеры, сигнализации и другие средства охраны и безопасности стали доступнее. К примеру, полноценный видеорегистратор на четыре видеокамеры стоит всего-то 3500 рублей..»

5-4-2011, 18:40
Глава "Банка Москвы" пообещал вернуться

Андрей Бородин назвал условия, при которых вернется на родину..»

15-7-2013, 14:13
Тело пассажира «Калидус» нашли неподалеку от места крушения

Поиски 52-летнего начальника брянского авиа-спортивного клуба ДОСААФ начались еще в пятницу сразу после крушения..»

2-8-2011, 12:11
Оборудование для безопасности стало доступнее

Видерегистраторы, видеокамеры, сигнализации и другие средства охраны и безопасности стали доступнее. К примеру, полноценный видеорегистратор на четыре видеокамеры стоит всего-то 3500 рублей..»

5-4-2011, 18:40
Глава "Банка Москвы" пообещал вернуться

Андрей Бородин назвал условия, при которых вернется на родину..»

Глава "Банка Москвы" пообещал вернутьсяГлава "Банка Москвы" пообещал вернуться

Андрей Бородин назвал условия, при которых вернется на родину..

ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
комментариев - 1, 15-1-2017
Два тунеядца напали на пенсионера в подъезде его дома
комментариев - 2, 8-11-2016
В Брянской области катастрофически не хватает рабочих рук
комментариев - 1, 20-7-2016
Автоинспекторы просят брянцев жаловаться на плохие дороги
комментариев - 19, 23-11-2015
Не забудем! Не простим!
комментариев - 1, 18-9-2015
Главой Стародубского района избран Владимир Ковалев
комментариев - 1, 24-8-2015
На ярмарках выходного дня брянцы расхватали картофель
комментариев - 1, 23-8-2015
Брянская красавица и ее жених предстали перед судом
комментариев - 1, 19-8-2015
Брянские любители роскошных авто заплатят 17 миллионов рублей
комментариев - 8, 18-8-2015
На выборах губернатора Брянской области победил Богомаз
комментариев - 3, 12-8-2015
В Советском районе Брянска запланирован ремонт дворов
комментариев - 4, 12-8-2015
Сражаться за губернаторское кресло продолжат три кандидата
комментариев - 2, 11-8-2015
Роскомнадзор начал охоту на мат в СМИ
комментариев - 1, 26-7-2015
Денину предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями
РЕКЛАМА

Контекстная реклама

ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU:
Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru
Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru
Архивы за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг.
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU
При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна
Материалы газеты могут содержать информацию 18+
Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь
с Правилами cайта (договор-оферта).
Если вы не согласны с Правилами,
немедленно покиньте сайт!