10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Вместе к пятому поколению18 октября 2007, четверг, 22:26 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Разговоры о совместной работе по боевому самолету следующего поколения велись на разных уровнях несколько лет (как минимум – с 2005 года). Ведущие индийские газеты ни на минуту не сомневались, что в качестве авиационного комплекса, призванного качественно усилить мощь ВВС будет выбран проект ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, предположительно, самолет имеет фирменный индекс Т-50 или «изделие 701»), работу над которым ведет компания «Сухой». В начале нынешнего года об этом было объявлено официально. Пока Россия и Индия успешно реализовали лишь один совместный проект – создание крылатой ракеты BrahMos. А вот программа по созданию среднего военно-транспортного самолета МТА застопорилась еще на стадии активной реализации из-за проблем с финансированием. Российский Минфин отказывался от реинвестирования в проект части составляющего чуть более $1 млрд рупийного долга Индии, из-за чего Россия никак не могла согласовать проект межправительственного соглашения. В июле Индия, недовольная российскими бюрократическими проволочками, даже пригрозила отказаться от МТА и реализовать новый проект с европейским или бразильским партнером. В интервью газете Hindustan Times, опубликованном накануне визита Энтони в Россию, представитель министерства обороны Индии отметил, что в Москве будет подписано межправительственное соглашение, а вопросы цены и прав на интеллектуальную собственность будут окончательно урегулированы позднее. Как отметил главком ВВС Индии Ф.Х. Мэйджор, индийские ВВС завершили подготовку своих технических требований к новому самолету. По его мнению, 5 лет уйдет на его создание, а в небо истребитель поднимется через 8-10 лет. Напомним, ранее первый вице-премьер РФ Сергей Иванов заявлял, что самолет пятого поколения будет создан к 2009 г., однако никакого противоречия в этих утверждениях нет. Просто Иванов имел в виду дату выкатки первого прототипа (или технологического демонстратора) а индийский главком – начало серийного производства новых машин. Но в любом случае, указанные сроки очень сжаты, можно сказать – рекордно коротки, но вполне реальны. Собственно некоторый конструкторский задел был создан ранее, что позволило уже в августе этого года предать комплект производственной документации на новый самолет авиазаводу в Комсомольске-на-Амуре. Правда, пока не ясен вопрос с двигателями для Т-50, но он будет решаться на основе тендера. И не исключено, что российский и индийский варианты самолета будут комплектоваться разными силовыми установками. Учитывая успехи военно-технического сотрудничества с Дели, выбор России партнером для создания нового истребителя кажется естественным. Правда, в последние годы во взаимоотношениях появились сложности – Индия просила у России современную технику, Москва настаивала на подписании соглашения о правах на интеллектуальную собственность. В результате индусы переключились на закупки некоторых систем у наших конкурентов – США и Израиля – отчасти из желания надавить на российских партнеров. Однако в данном случае у индийской стороны альтернатив нет. Дело в том, что Индия стремится получить на вооружение истребитель пятого поколения, который будет обладать равными возможностями и даже превосходить истребители F-22 и F-35 (JSF), который разрабатывается совместно США и Великобританией. Однако американцы не продают свои F-22А Raptor даже своим ближайшим стратегическим партнерам. Да и далеко не всем эти самолеты по карману. Напротив, F-35 Lightning II, оптимизированные для нанесения ударов по наземным целям, активно предлагаются на экспорт. Но специалисты отмечают, что эффективное применение американских самолетов пятого поколения возможно только в паре. При этом оснащенные гораздо более совершенным прицельно-навигационным оборудованием «Рэпторы» помимо задач по прикрытию ударных F-35 должны обеспечивать их еще и информацией о боевой обстановке. Применение этой связки видится американцам так: обладающие меньшей заметностью, совершенными сенсорами и вооруженные ракетами воздух-воздух с дальностью действия более 120 км будут находиться в сравнительной безопасности на значительном удалении от поля боя. Данные о тактической обстановке, полученные бортовыми системами F-22 передаются по закрытому каналу «Лайтнингам», что позволяет последним не включать собственные активные бортовые системы, излучение которых делает самолеты сравнительно легкими мишенями для средств ПВО. Кроме того, многие навигационные и тактические данные F-35 получают с американских разведывательных спутников, самолетов передового дозора (AWACS) и т.п. То есть – машина настолько плотно интегрирована в информационные поля вооруженных сил США, что вне их боевая ценность довольно дорогого самолета не выше (если не ниже), чем у самолета аналогичного назначения поколения 4+. Даже по американским данным, в воздушном бою один на один, без прикрытия «Рэпторами» или другими самолетами, оптимизированными для воздушного боя и лишенный внешней информационной поддержки F-35 гарантированно проигрывает российским МиГ-29 или Су-27/30. Это дало повод некоторым американским военным говорить, что «Лайтнинг» - не более, чем дорогой бомбовоз с посредственными летными данными. Если перспектива оказаться без информационной поддержки не грозит ближайшим сателлитам США, то Индия, проводящая достаточно независимую внешнюю политику рисковать не может. Поэтому планы закупки F-35, о которых сообщалось в местной прессе – не более, чем попытка выторговать у России более выгодные условия. К тому же, если все сопутствующие вопросы удастся утрясти в разумные сроки, индусы совершат настоящий технологический прорыв, получив в руки технологии пятого поколения (минуя четвертое), которые смогут в дальнейшем развивать самостоятельно. Российский авиапром тоже не останется в накладе: дополнительное финансирование перспективных программ никогда не бывает лишним, а кроме того - будет обеспечен стабильный рынок сбыта для новых машин, по крайней мере, до того, как производство истребителей будет развернуто в Индии, если вообще эта задача окажется нашим партнерам по плечу. Источник:
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |