10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Вечность в запасе19 июля 2008, суббота, 12:37 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Прозаик Леонид Латынин написал романы «Гример и Муза», «Спящий во время жатвы», «Берлога», «Ставр и Сара». Поэт Леонид Латынин выпустил сбоники стихов «Патриаршие Пруды» (1977), «Перед прозой» (1988), «Сон серебряного века» (2000), «Фонетический шум "Диалоги с Евгением Витковским" (2002), «На склоне света» - в серии "Сон серебряного века" (2006), «Черты и Резы»(2007), «Дом Врат» (2008). Кроме того, Латынин автор книг «Образы народного искусства» (1983,) «Язычество древней Руси в народном искусстве - Прялка, вышивка, игрушка» (1993), «Основные сюжеты русского народного искусства» (2006). Бывают не только самодостаточные люди, бывают самодостаточные писатели. Обычному пишущему нужен читатель, так как для него текст – способ коммуникации с другими людьми. Но некоторым писателям и поэтам для того, чтобы писать, не так уж и нужен читатель, так как для них текст – это разговор скорее с Богом, чем с человеком, способ выживания. Написать текст – это и значит выжить, и в самом прямом, и в метафористическом смысле слова. И тогда текст – это бутылка, опущенная в море. Тот, кому нужно, найдет, прочитает и спасется сам. Потому что текст этот – этот тот ковчег Ноя, который построен непонятно почему, просто потому что так было нужно. Но именно этим ковчегом и спаслось человечество. Непрозаическая проза Проза Леонида Латынина – это такие священные тексты, которые читать можно не всякому и не в любое время. В сказке про царевну-лягушку был пирог, чтоб гвозди забивать и в черный день жевать, а был пирог, который по праздникам только можно есть. Так и тексты Леонида Латынина можно читать только тогда, когда ты к этому готов предыдущей жизнью и предыдущей судьбой и если дал тебе бог душу, способную это чтение выдержать… В отличие от обыденной социальной прозы, читаемой от скуки, для развлечения, в метро, чтобы убить время, тексты Леонида Латынина можно читать только в предчувствии катарсиса, будучи готовым к нему. Георгий Гачев: «Это – тяжелая книга. И выматывающ душу был труд ее читать. Представляю, какое же тысячекрат самосгорание – был труд автора ее писать. Труд мыслительный, нравственный и художнический. Уж полтора года прошло, как прочитал я эту книгу, — и до сих пор сердце саднит и поташнивает: словно сам на костре, на аута да фе сгорал, будто тебе делали пластическую операцию лица... От ума — до физиологии — всепроникновенно действие чтения этого было». Это про роман-испытание Леонида Латынина «Гример и Муза», роман, ни на что другое не похожий, о другой жизни, но объясняющий все про эту. Он о природе и сути творчества. О механике социальной жизни общества. О возможности выбора. О добре и зле. О любви и ненависти. О жизни и смерти. Это, в каком-то смысле, роман-евангелие. Вадим Скуратовский так писал о «Гримере»: «это именно сверхповесть», «сверхописание», наполненное яростным стремлением охватить весь онтологический спектр существования, весь путь человека- пилигрима, всю школу его соблазнов, все его мучения — от пола до пытки, от одоления себя до одоления другого. Все «местное», «частное» решительно вычитается из времени и пространства этого квазиромана. Его циферблат показывает не конкретно-историческое, а мировое время. Его сюжет вне каких-либо географических широт, точнее, он их много шире. Скажем прямо: такие книги трагически редки в литературе, а тем более текущей, простодушно дифференцирующей мир в своих сюжетах». «Русская правда» - второе евангелие от Леонида Латынина. Роман написан на основе древних летописей и документальных свидетельств нашей недавней истории. Действующими лицами являются одновременно и вымышленный получеловек-полумедведь Емеля и участники погрома в Лысенках, в 1918 году, Ставр — участник погрома и соседская девочка Сара, ставшие мужем и женой. Действие романа происходит в переломные моменты истории - и в Х веке, в период крещения Руси, и в страшные годы революции, когда кровь текла рекой и никто ее не пытался остановить, и в двадцать первом веке – который был далеким будущим тридцать лет назад, когда были написаны составные части «Русской правды» - «Спящий во время жатвы» и «Ставр и Сара». В том будущем, которое сейчас уже становится настоящим. И что же провидел в будущем Леонид Латынин? Например, в Москве в 2017 году шла вялотекущая национальная война, и население было занято вычислением процентного содержания крови каждого горожанина. Что ж, кажется, провиденное уже наступило. Кстати, по пророчеству Леонида Латынина в итоге романа появление общего врага с чужой медвежьей кровью приводит к гибели Москвы. Сам он называет эти предсказания «антипророчествами, заклинаниями, чтобы ничего подобного не произошло». В то же время и главным образом эта книга – героическая попытка через метафору создать текст, выражающий северный тип сознания, который до этого никак не был выражен, в отличие от буддийского, южного и западного, зафиксированных в канонических текстах. Леонид Латынин занимается и исследованиями язычества Древней Руси народного искусства. Его последнее исследование «Основные сюжеты русского народного искусства", начинаются словами: «Русское народное искусство - это своего рода Троя, скрытая от нас слоями культурных эпох». Это иллюстрированная изображениями предметов народного быта энциклопедия дохристианского пантеона Древней Руси. Она составлена на основе деревянной и глиняной книг народной памяти, метатекст которых передавался внутри рода посредством определенных навыков и технологий. И, наконец, самое главное – Леонид Латынин – тончайший лирический поэт, автор множества поэтических книг, среди которых наиболее значимые – «Сон серебряного века» (2000), «Фонетический шум "Диалоги с Евгением Витковским" (2002), «На склоне света - в серии "Сон серебряного века" (2006), «Черты и Резы» (2007), «Дом Врат» (2008). Поэтическая поэзия Из главных черт его поэзии – спокойствие и смирение, глубочайшая мягкость лирических текстов, естественность интонации, удивительная музыкальность. Конечно, на протяжении сорока с лишним лет творчества, автор менялся и вместе с ним менялась и его поэтическая манера, его стиль. Классика или модернизм ему ближе? Конечно, классика, но вчитавшись, видишь образность двадцать второго века в классической оболочке. Впрочем, Евгений Витковский находит в его стихах и влияние древнерусской литературы ХV – ХVII, и обериутства, и парижской ноты, особенно Георгия Иванова. Например, следующее стихотворение, по мнению Е. Витковского, делает его продолжателем компаративистской школы: Эта нежность похожа на ветку Наклоненную сонно к воде, На корову в зеленую клетку, Не живущую нынче нигде. На росу в нержавеющей раме, В незатейливой плошке цветок, Что однажды в двуцветной панаме Позвонил в мой короткий звонок. Где вы, пестрые годы разлуки, Где нелепая речь ни о чем – Только сон да случайные руки, Да последний приют за плечом. Да еще безнадежнее плена, Темной пряди в седой голове – Голый остров, Святая Елена, Император ничком на траве. Впрочем, так это или не так, судить критикам, читателям важно, что это просто хорошие стихи, к какой бы школе и направлению они не относились, в каком бы веке они не были написаны. Леонид Латынин не бежит за своей порцией земной славы, медленно делая свое дело, некуда не спешит, как будто у него в запасе вечность, повторяя, что все происходит всегда, не строит иллюзий о возможности быть услышанным. Как будто знает что-то такое, что нам, простым смертным, пытающимся все успеть за короткий земной век, неведомо. Источник: Взгляд
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |