![]() | ![]() ![]() ![]() |
![]() | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ | ![]() |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
В жанре «каммента»8 июля 2008, вторник, 09:02 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Дана Дорфмана (DD), автора вышедшей недавно книги «Встретимся в Сети», литературно ориентированным людям Сети представлять не надо. Уже 12 лет тексты его практически ежедневно появляются во всех мало-мальски значительных сетевых дискуссиях.Пользуясь формулой самого DD, «Персоналии + Среда + Процесс = Сетевая литература», можно сказать, что DD - один из знаковых персонажей литературной Сети, и он же, во многом, – ее среда и ее процесс. Как такое могло получиться? И вот DD стал автором книги. Шаг рискованный, ибо энергетика текстов сетевого писателя во многом определяется контекстом. Особенно у такого писателя, как Дорфман, естественная среда мышления которого - дискуссия, а любимая литературная форма – «пост» («постинг»), сколь угодно развернутый. Возможно ли полноценное существование такого вот явления на бумаге? Теоретически – нет. Практически – да. Вот она перед нами - его книга. Абсолютно достаточная. Абсолютно состоявшаяся. Прежде всего, благодаря искусству автора, сумевшего выбрать из неимоверного количества вывешенных им текстов именно те, которые - книга. То есть цельное повествование с единой проблематикой, с развитием нескольких параллельных, и прочно связанных внутренне, сюжетных линий. Жанр этой книги можно было бы определить, как «автопортрет на фоне Сети», но с одним очень существенным уточнением: DD написал книгу, в которой образ автора далеко выходит за рамки личности самого DD, то есть автор в данном случае из субъекта повествования становится его объектом. Перед нами книга об истории и становлении русского литературного Интернета, написанная одним из его идеологов, излагающим и – что очень важно – демонстрирующим свою литературную идеологию. Ну а с «проблемой контекстности» своих текстов DD обошелся просто и гениально, - сетевой контекст он ввел в книгу. Авторство ее Дорфман обозначил как «DD & другие». «Встретимся в Сети» наполовину состоит из текстов, написанных собеседниками и оппонентами Дорфмана: Д. Кузьминым, А. Иванченко, В. Сердюченко, А. Михеевым, В. Смоленским, В. Губайловским и другими (в список этот попал и я), а также целыми страницами приводятся здесь «комменты», сопровождавшие эти тексты в Сети. Дорфман последовал принципу: «DD мне друг, но истина дороже». Вечные темы и Сеть Книга эта - след отшумевших дискуссий (фото: dandorfman.livejournal.com)Книга эта - след отшумевших дискуссий. Точнее, как бы отшумевших. «Отшумевших» - потому, что золотой век сетевой литературы (рубеж 90-х –2000-х) завершился – романтика автономного сетевого плавания себя исчерпала, сетевые авторы стали бумажными (и наоборот). Ну а «как бы» употреблено здесь потому, что дискуссия велась вокруг вопросов, в принципе, неразрешимых. Вопросов вечных: что есть литература? Каковы должны быть взаимоотношения писателя и общества? И т. д. Вопросы эти были актуализированы явлением самого феномена Сети и порожденной ею литературы. На бумаге это выглядит так: сначала блок текстов DD и его оппонентов, посвященный эстетике сетевой литературы, далее - раздел про «сетературу» как явление социо-культурное, затем – история литературного конкурса «Сетевой Дюк», одним из организаторов которого был DD. Завершают книгу блоки текстов как бы сугубо авторских, личных: «Мой Пушкин», «Мой Гейне», мои любимые современники (Янка Дягилева, Татьяна Тутубалина и др.), но и это «личное» развернуто здесь на основную проблематику книги. В чем она? Если очень коротко, то проблематику книги, или - что в данном случае одно и то же - ситуацию DD в Сети, я бы представил как испытание наших представлений о литературе самим явлением Сети. Интернет предельно «демократизировал» литературный быт, предоставив возможность каждому желающему стать писателем, независимо от наличия таланта. Любой может обнародовать свой текст в Сети (то есть перед потенциально безграничной аудиторией), минуя все привычные институции – издательства, редакции, идеологическую, эстетическую и прочие цензуры. И это естественно, что реформирование форм бытования литературы подвигло сетевых литераторов на попытки реформировать и ее внутреннее содержание. В частности, встал вопрос о праве на существование жестких эстетических иерархий в литературе, благодаря которым, по мнению традиционно ориентированных читателей (к коим, например, отношусь и я), литература и существует как искусство. Чем я хуже Толстого? Одним из самых непористых и последовательных идеологов «предельной демократизации» литературы, оказался Дан Дорфман. «Никакого литературного таланта вообще не существует, - утверждает он. - Есть только спонтанное отображение собственных мыслей и ощущений на каком-то носителе информации. И задача отображающего, сделать это как можно точнее». Литература это, прежде всего, общение. Идеальной формой такого общения могут и должны стать интернет-форумы - «»интерактивная часть любого текста, т. е. его обсуждение, более важно для сетевой литературы, чем первоначальный текст. Первоначальный текст – это только повод». Вот он, по мнению DD, нерв современной литературы. Ну а сама литература, вещь простая: «Литературно одаренный человек – это тот, кто умеет быстро и внятно писать». Художество? Ничего таинственного, тоже вещь умопостигаемая. Чем отличается талантливый писатель от бездаря? У посредственного писателя пять повествовательных шаблонов, у выдающегося – пятьсот. Комбинация их и выдает определенный уровень художественного. То есть талант должен измеряться количество и качество инструментария мастера. Не более того. Центральный (и драматичный, на мой взгляд) спор в этой книге – это обмен развернутыми репликами DD и А. Иванченко. Процитировав Достоевского «Было так холодно, туманно и сыро, что насилу рассвело», Иванченко замечает, что язык, которым написан эта фраза, «не отражает реальность, а сам является ею». Ну а DD, считая, что развивает мысль Иванченко, пишет в ответ следующее: да, конечно, нужно «отображать искренние и подлинные чувства людей, включая свои собственные. Реальную, а не выдуманную картину общества. … Отображать все это таким языком, который действительно убедит читателя в пережитых чувствах и ощущениях», но… Далее следуют его возражения Иванченко. Но уже до этих возражений ясно, что люди эти никогда не поймут друг друга – они говорят на разных языках. Для Иванченко «отображать действительность» и «создавать ее в слове» вещи изначально разные. Для DD – одно и то же. То есть перед нами все тот же древний спор поэта и ритора. Ритор (DD) исходит из того, что в литературе есть «что» (содержание) и есть «как» (средства доставки до читателя этого «что»). DD ценит, прежде всего, ясность и логику, и потому возражения оппонентов, говорящих, что в искусстве «что» и «как» одно и то же, что писатель не отражает мир (хотя бы собственный), а создает его актом творчества, - возражения эти DD отметает как иррациональные, как затемняющие очевидные для него вещи. Разделение на «что» и «как» доведено в книге до логического завершения в текстах, посвященных конкурсу «Сетевой Дюк»: DD особенно понравилось в эстетическом манифесте южнорусской школы, который написал В. Сердюченко, противопоставление «мизантропов русской литературы», таких как Достоевский, ярким и праздничным, «карнавальным» художникам (Катаеву, Олеше, Бабелю и др.). Ценность этих писателей, DD видит в умении «писать необычно об обычном. Писать красиво о некрасивом». Иными словами, гармония жизни в тексте достигается, - искренне уверен DD - изощренным литературным декором, а не погружением внутрь «скучного и некрасивого». Я, например, категорически не согласен уже с самой постановкой проблемы, но позицию DD отметать сходу не стал бы. DD продолжает – на своем уровне – древнюю и почтенную традицию, сошлюсь хотя бы на уважаемого всеми философа Шестова, который следует той же логике, - размышляя о Толстом, Шестов точно так же отделяет в его творчестве «что» от «как», отказываясь видеть внутреннюю гармонию жизни в нарисованной Толстом картине абсолютно дисгармоничного (по внешним реалиям) мира. Вот этот, как бы не вполне приличествующий жанру краткого отзыва о вышедшей книге, литературоведческий пассаж я позволил себе для того, чтобы продемонстрировать одно из несомненных достоинств книги Дорфмана – провокативность. Читая книгу, невозможно удержать дистанцию, невозможно не вступить в спор с автором. И жаль даже, что это книга, что я, например, не могу сейчас настучать свои возражения и вывесить их в Сети рядом с процитированными рассуждениями DD. Никуда не денешься – тексты DD действительно заводят. DD не останавливает мысль о том, что лучшие умы человечества рассуждали на эти темы как минимум уже две тысячи лет. Он начинает разговор с «чистого листа» и заражает своим азартом читателя. Таков DD в Сети, и таким он остается в книге. Источник: Взгляд
|
![]() | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ | ![]() |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | ![]() | ![]() | ![]() | |
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | ![]() | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! | ![]() |
