ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете

Тайная жизнь согласных

12 декабря 2007, среда, 09:54 – БРЯНСК.RU   |   Комментарии: 0   |  Версия для печати
Недаром в спектакле «Молодец» по поэме Цветаевой, которая отсылает не только к сказке Афанасьева, а и вообще к линейке сказок о мертвом женихе, звучит размеренная прозаическая интродукция. Это история о том, как человек ради любви (подчеркнуто) погубил и себя, и своих родных.

Здесь уже не сказка, знаете ли. Притча

Ходасевич в 1925 году писал о «Молодце». На его точные замечания о высотах и ловушках текста, кажется, скорее всего, интуитивно и опирался Панков. Но в описанные Ходасевичем ловушки и попал.
Во-первых, Цветаева изменила пушкинскую традицию в отношении сказок, пушкинскую «дозировку», где книжность преобладала над народным. У нее – наоборот.
«Сказку пишет она стихом народной лирической песни... Народная песня в значительной мере является причитанием, радостным или горестным, в ней всегда слышны отголоски заговора, заклинания – веру в магическую силу слова: она всегда отчасти истерична – близка к переходу в плач или в смех – она отчасти заумна».

Вам ничего не кажется?
Все эти вещи и особенно переходы, контрапункты, от крика к звуку, от тишины к грому, от паузы к накалу, — суть фирменного стиля Панкова и его коллектива (он же метод) под названием Soundrama. То есть лекало к телу близко легло. Любовь к народной песне, к причитанию, к плачу у Панкова и саундрамовцев давно превратилась в структурный элемент.
И «Гоголь. Вечера», и «Молодец» начинаются у него одинаково — условно говоря, чтением псалмов. Актеры вводят своим бубнежом зрителя в ритм спектакля.
Это все моменты понятные. Да и поскольку спектакли ставились одновременно (уж не знаю, хорошо это, плохо), но они запараллелены, как два телефона. В одном говорят, во втором слышно.
Маруся в «Молодце» (поскольку и играет ее та же актриса, Настя Сычева) обладает тем же набором интонаций и жестов, что и гоголевская Панночка (а это уже не есть хорошо, потому что у актрисы фактура богатая, а локотки везде одинаково угловаты, надрывность и прерывность пения повторяются).
Француженки в этом смысле естественней, гибче, надрыв у них в своем, шарман-французском ключе.

Спроси Ходасевича
Шутка в том, что все в спектакле имеет пару. Русский язык – язык перевода, французский (Цветаева сама перевела поэму в конце 20-х). Есть две Маруси. Два Молодца. Две матери.
В диалоге языков, Марусь и Молодцев – особая игра. Актеры словно меняются голосами, и вот уже Панков подсказывает французскому двойнику, как оно там объяснение в любви по-французски, а тот ему русские слова подсовывает.
Зеркальность пар и миров, здешнего и нездешнего, подчеркивает зеркало, на котором Маруся все твердит молодцу свое «no», еще и написанное с учетом отраженной логики.
Для чего это все сделано? Ну во-первых, проект совместный, с Французским культурным центром. А во-вторых, ну не только ж для отчетности и зрителя.
Поэма имеет две стороны медали, она двухчастна, хотя продолжение Панков в работу не взял. И перенос, переход (для Панкова слово родное) на базе двух миров, языков, культур только и можно осуществить.
Прозорливый зритель увидит и аналогию судьбы Цветаевой. Ее трагедию меж двух берегов – отчизны и чужбины. Мира понятного и мира запредельного.
Ну уж более подробными аналогиями увлекаться не будем.
Про пределы Панков и ставил. Или про запредельное. А про запредельное ставить сложно.

Отражения

И вот что делает он с отражениями. Русскую деревню превращает во французское кабаре. Вино и мужчины – такая где-то атмосфера. Не без намека на приют эмигранта свободный Париж. Но не суть.
Женщины все слегка летучие мыши. В черных платьях с оборками, в жакетах на голое тело. Ходят парами обнявшись, пьяно головами мотают, пластика декадентская.
Французская Маруся тоскует по Марусе русской, глядит в нее, как в зеркало. Дым коромыслом, водка рекой. Русский человек (в виде самого Панкова) пьет серьезно, опрокидывает рюмку подряд, пока голова пьяно не упадет. Потом страшно кричит. На вдохе и на выдохе. Вдох – тот же выдох в зеркале.
Старушки в зале прикрывают ушные раковины лапками. Раздолбанное пианино превращается в гроб. Роковый драйв, шансонный речитатив и крик – в разухабистый вальс (даже Дега мерещится), а в вальсе уже весь накал растворяется как трын-трава, как пропади-оно-пропадом.
Цветаевская Маруся намеренно не говорит нечисти да. Мол, видела тебя, упыря, за работой. А в этом же и коллизия – только скажи правду, уйду и пропаду. А ведь не хочется, чтоб пропал.
У Панкова спектакль о том, что не отрекаются любя. Вот досталась любовь, кривая, косая, а на полдороге ее не бросай.

Но роковую любовь в каждой культуре понимают по-разному. Кому это повод омут потемней выбрать да в серединку сцелить, а кому – черное платье надеть и сигаретку элегантно закурить.
Поэтому русская поэтика спектакля – отчаяние, а французская – обаяние. Поэтому наша Маруся перекошенная, заикающаяся, а французская – львица, с красной помадой на губах. И все это и часть режиссуры, и природная грация наций.
Нет-нет, французы играют на загляденье, и эротично, и томно, и страстно. Но уж какая тут томность, когда жизни брата и матери отдаются за любовь. Французы и панковцы в таком тонком балансе чувств, игры, характеров находятся, что ясно – после такой страсти французы выживают.
Русские – нет.

Ловушка Цветаевой в том, что «она хочет не столько поведать, сколько просто спеть, вывести голосом, «проголосить». Необходимо добавить, что удалось это Цветаевой изумительно. ... сказка представляет собой настоящую россыпь словесных и звуковых богатств».
И вот эти самые богатства, сетует Ходасевич, могут оказаться непонятными и с затруднениями столкнется читатель при усвоении фабульной стороны. И связано это с тем, что лирическая песня почти не имеет повествовательных навыков. Недаром автору пришлось сделать подстрочные примечания.
Темнота, считает Ходасевич, неизбежна.

И темнота эта в спектакле Панкова наступает. Я не знаю, плохо это или хорошо. Но во многих рецензиях проявились водяными знаками жалобы.
Что, дескать, богатого цветаевского стиха не слышно в шуме и гаме. Что сюжет неясен, поэтому рекомендуется перечитывать инфернальную сказку перед театром. Все это упреки справедливые ровно в той мере, в какой применимы к театру, работающему с пьесой.
Со смыслом и языком

Панков же с пьесой не работает. Он не делает сценическую версию поэмы. Он не переводит поэму на язык звука.
Здесь речь идет о тексте как вместилище, как о территории. Ему важен материал, а точнее, ареал, расширенное пространство, на котором можно выстроить драматическое существование звука.

Если он позволяет сложнейший текст выкрикивать наперебой сразу двум актерам, русскому и французскому, и весь текст при этом в ноль уходит, в нерасчлененный звук, значит понимание здесь отсутствует как опция. Понимание слов. Зато есть понимание чувств.
В этом смысле «Молодец» представляет драму чувств. Так чтобы зритель уж совсем не изнемогал от темноты смысла, ему помогают вот эти самые примечания – размеренный голос повествователя.

То есть и вот здесь мы дошли до крамолы: текст не имеет значения. Поэзия сообщает сцене не смысловое, а ритмическое волнение. Зритель должен следить не метафорами, а на примере чужого языка и на примере не очень понятного своего наблюдать передвижения чувств.
Один только поединок согласными, а потом гласными – тому подтверждение. Актеры вколачивают – в пол, в воздух, друг в друга – последовательность согласных, соревнуются, перекликаются ими.

Не сомневаюсь, что Панков смог бы сделать саундраму из одних только согласных и гласных. Или даже одних согласных.

Стоит ли любовь жизни – вопрос риторический. А вот читал ли Панков Ходасевича, надо спросить.

БРЯНСК.RU

Источник: Взгляд


  Комментарии: 0   Версия для печати  Подписаться на новости  На главную


В РОССИИ И МИРЕ: ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Ещё →  
сегодня, 09:19
Займ без проверок

Взятие займ без проверок может быть связано с высокими рисками. Кредитные организации обычно проводят проверку кредитной истории заемщика, чтобы оценить его платежеспособность и надежность..»

9-12-2021, 11:51
Тотализаторы: что это такое и чем они отличаются от обычных ставок?

Первая ассоциация со словом «тотализатор» у многих — это скачки, которые были так популярны в середине  XX века в США..»

13-9-2021, 13:35
Играть в бесплатные игровые автоматы в онлайн-клубе Вулкан

Особенности запуска автоматов в режиме демо. Переходите на официальный сайт казино Вулкан, чтобы поиграть в онлайн-слоты бесплатно без ограничений по времени...»

25-5-2021, 16:42
Стоит ли посещать офтальмолога при замене очков?

Во Франции с 2016 года можно заменить очки и без рецепта офтальмолога. Если в оптике вы представите последний полученный рецепт на очки, вам без проблем подберут новые..»

27-2-2017, 01:11
Поиграть в казино Вулкан

Фанаты онлайн гэмблинга всегда могут наведаться в казино Вулкан, чтобы зарядиться порцией адреналина..»

24-2-2017, 16:35
Успешные игроки предпочитают игровые автоматы Вулкан

Зарабатывать на игровых автоматах и слотах возможно не только полагаясь на удачу, но и прилагая усилия, в особенности, если использовать специальные стратегии..»

20-2-2017, 10:18
Новое казино Супер Слотс поможет воплотить ваши мечты в реальность

Виртуальное казино любого типа – это отличная площадка для того чтобы заработать если не состояние, то как минимум - хорошие деньги..»

18-9-2016, 13:56
В Туле за неуставные взаимоотношения осуждены военнослужащие

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора военнослужащим войсковой части 6570 г. Тула рядовым Батыру Цороеву, Алану Абаеву, Алаутдину Агаеву..»

18-8-2016, 09:43
В Туле за истязание и неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего осужден бывший военнослужащий

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора бывшему военнослужащему..»

15-6-2016, 11:45
В Туле за мошенничество осужден офицер-десантник

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора военнослужащему войсковой части 54392, дислоцированной в г. Тула, гвардии старшему лейтенанту Абызову Игорю Александровичу..»

На "Армате" нажали не ту кнопкуНа "Армате" нажали не ту кнопку

Вице-премьер рассказал, что сильно волновался, когда наблюдал за парадом Победы на Красной площади..

ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
комментариев - 1, 15-1-2017
Два тунеядца напали на пенсионера в подъезде его дома
комментариев - 2, 8-11-2016
В Брянской области катастрофически не хватает рабочих рук
комментариев - 1, 20-7-2016
Автоинспекторы просят брянцев жаловаться на плохие дороги
комментариев - 19, 23-11-2015
Не забудем! Не простим!
комментариев - 1, 18-9-2015
Главой Стародубского района избран Владимир Ковалев
комментариев - 1, 24-8-2015
На ярмарках выходного дня брянцы расхватали картофель
комментариев - 1, 23-8-2015
Брянская красавица и ее жених предстали перед судом
комментариев - 1, 19-8-2015
Брянские любители роскошных авто заплатят 17 миллионов рублей
комментариев - 8, 18-8-2015
На выборах губернатора Брянской области победил Богомаз
комментариев - 3, 12-8-2015
В Советском районе Брянска запланирован ремонт дворов
комментариев - 4, 12-8-2015
Сражаться за губернаторское кресло продолжат три кандидата
комментариев - 2, 11-8-2015
Роскомнадзор начал охоту на мат в СМИ
комментариев - 1, 26-7-2015
Денину предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями
РЕКЛАМА

Контекстная реклама

ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU:
Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru
Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru
Архивы за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг.
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU
При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна
Материалы газеты могут содержать информацию 18+
Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь
с Правилами cайта (договор-оферта).
Если вы не согласны с Правилами,
немедленно покиньте сайт!