![]() | ![]() ![]() ![]() |
![]() | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ | ![]() |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Стихотворения чудный театр10 сентября 2008, среда, 10:17 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Случилось странное. Те журнальные поэтические подборки, которые произвели на меня сильнейшее впечатление, мне не вполне понравились. И напротив, стихи, которые я счел бесспорно качественными, недостаточно впечатлили меня.Поэзия июльских номеров «Нового мира», «Октября» и «Знамени» (плюс июньского «Знамени») в общем итоге напомнила мне театральное действо. Актерская игра может быть не слишком удовлетворительной, все равно зрители будут смотреть на сцену, а не в бельэтаж. Бельэтаж (от 16 до 11 баллов) 16. Игорь Померанцев. Укладка газопровода по дну моря // Октябрь. № 7. 2008. Русский верлибр имеет скверное свойство увлекать авторов-верлибристов в пучины пошлейшего ультрапоэтизма. Происходит это вот почему: верлибристы хотят, чтобы их тексты хоть чем-то отличались от прозы, потому они вынуждены нагнетать в верлибры метафоричность вкупе с доморощенным глубокомыслием. Игорь Померанцев показал: поэзия способна не отличаться от прозы ничем и при этом быть поэзией, а не прозой. Как ни удивительно, но публикация Игоря Померанцева – не цикл переплетающихся рассказов-миниатюр, записанных в столбик, а самая настоящая поэма. Современная, тонкая, временами довольно физиологичная – и при этом летуче-импрессионистическая. 15. Ирина Василькова. Линия перемены дат // Новый мир. № 7. 2008. Златотканые, легкие, сквозные, мерцающе-вскипающе-трепещущие, словно тополь на ветру, очень летние, бесконечно витальные, жизнелюбивые – хорошие (традиционные) стихи. 14. Вадим Муратханов. На жизнь вперед // Октябрь. № 7. 2008. Не случайно одному из стихотворений Муратханова предпослан эпиграф из Ходасевича: поэзия Муратханова – убедительное продолжение «линии Ходасевича» в наши дни. Хочется только, чтобы Муратханов писал бы чуть поживее (и не прибегая к неточной рифмовке: чай, не в стиле Евтушенко работает). 13. Александр Танков. Сны о пустыне // Знамя. № 6. 2008. Еще один наследник Ходасевича, только не акварелист (как Муратханов); Танков предпочитает яркие, броские, контрастные краски. 12. Алексей Алехин. Неба хватит на всех // Новый мир. № 7. 2008. Алехин применил иной потенциал русского верлибра (совсем не тот, которым счастливо воспользовался Померанцев). Условно назову манеру Алехина минимализмом. В алехинской подборке нет ни хокку, ни танкеток, однако тексты из этой подборки несут в себе те же медитативные эффекты, какие можно встретить в классических хокку и в удачных танкетках. 11. Максим Калинин. Три стихотворения // Октябрь. № 7. 2008. Я не знаю о Максиме Калинине ничего. В частности, я не имею представления о возрасте этого поэта. Однако вижу в его стихах прекрасное и обещающее дыхание юности. Это полнокровное восприятие света и мрака жизни, это обаятельное угрюмство, это характерное угловатое стеснение. Если окажется, что Калинину больше 25 лет, буду крайне удивлен. Сцена (от 10 до 9 баллов) 10. Александр Кушнер. На фоне притихшей страны // Знамя. № 7. 2008. Кушнер – единственный в своем роде современный поэт-классицист. Он демонстрирует тип лирического героя, свойственный традиции классицизма. Это рискованно: именно подобного лиргероя («вдохновенного пиита», «служителя Аполлона») пародировал Козьма Прутков. У Кушнера раз на раз не приходится – и в данной подборке так же. То слышишь неповторимый ленинградский голос того Кушнера, которого все мы сыздавна любим, – умный, благородный и (как ни удивительно) эмоциональный. А то устами Кушнера вдруг заговорит горделиво-благонамеренный «директор пробирной палатки», бессмертный Козьма. Я не знаю, кому на ум пришла идея совместить в одном номере Кушнера и Фанайлову. Вышел воистину античный контраст: Пиндар и вакханка. 9. Елена Фанайлова. Балтийский дневник // Знамя. № 7. 2008. Я считаю Елену Фанайлову великолепной поэтессой. Однако ее «Балтийский дневник» меня огорчил. Дар Фанайловой – вакхическо-цветаевский. У поэтесс такого склада есть склонность заигрываться (сама Цветаева временами тоже заигрывалась). Фанайлова заигралась. Виной тому – многочисленные рафинированно-демшизовые поклонники Фанайловой, потакающие ей в худшем. Фанайлова культивирует собственную трепетную брезгливость. Однако брезгливость – опасное качество, способное перерасти в чистоплюйство. Фанайлова истерически реагирует на вещи, которые требуют совсем иной реакции и могут быть избыты лишь долгим просветительским трудом плюс медленным воспитанием общества. Наконец, Фанайлова, будучи беспредельно брезгливой, не ставит ни в грош читательскую брезгливость. Тем самым умножая те мерзости, с которыми (как бы) сражается. Партер (от 8 до 3 баллов) 8. Виктор Куллэ. Времена года // Новый мир. № 7. 2008. Цикл, навеянный музыкой Вивальди. Сделан он профессионально, и я не могу упрекнуть Куллэ ничем, кроме того, что сама склонность писать стихи «по мотивам классической музыки» и именовать их названиями отдельных пьес – свидетельство утонченного, но не высшего вкуса. Борис Леонидович Пастернак однажды сказал: «Мне не нравятся книги для нейгаузов». Более к сему прибавить нечего. 7. Дмитрий Полищук. Сюда вернуться // Октябрь. № 7. 2008. Подборка очень хорошего поэта Дмитрия Полищука – какая-то несолидная, обрывочная, по сусекам поскребенная. Маргиналии, почеркушки, миниатюры, каламбуры, отрывки из переводов. 6. Олег Дозморов. Шотландия // Знамя. № 6. 2008. Олег Дозморов побывал в Шотландии и написал много стихов об этом. Кому-то они покажутся элегическими, мне же думается, что они не элегичны, а флегматичны. В лучшем случае. В худшем же – анемичны. 5. Максим Амелин. «Храм с аркадой» // Знамя. № 6. 2008. Туристско-экуменистский стишок о крымском храме, на стенах которого начертали письмена представители разных конфессий. Амелин уже не благоприменяет инверсии (как некогда), но злоупотребляет ими. 4. Мария Игнатьева. Барселона // Знамя. № 6. 2008. Вторичные стихи про Испанию; бонусом – заметка об очередном международном фестивале поэтов. 3. Юлий Гуголев. Странствия // Знамя. № 6. 2008. Длинный текст (местами переходящий в вялый капустник) о том, как автор однажды на тбилисском рынке увидел старушку, продававшую вазу, внутри которой очутился крысенок. Читатель ждет уж рифмы «Саакашвили»… Галерка (от 2 баллов до 1 балла) 2. Владимир Иванов. Все вернутся // Новый мир. № 7. 2008. Эти три безликих стихотворения вызвали интересный эффект – они оставили в моем сознании абсолютную пустоту. Я долго пытался выжать из себя хоть одну мысль по их поводу, перечитал десять раз, пока не понял, что они надуманны и эмоционально расфокусированы (то есть фальшивы). 1. Александр Петрушкин. В Касли из Кыштыма – с дымом // Знамя. № 7. 2008. Не чту «уральскую школу поэзии»: она учит бунтарскому позерству, но, увы, совсем не заботится об элементарном качестве написанного. Это та же нелюбовь, которой я не люблю панков, Джима Моррисона, Майка Науменко и Егора Летова. Вот очередное подтверждение – увесистая кипа опусов Петрушкина – бесформенных, тяжеловесных, неинтересных, напичканных ненужными брутальностями, неуклюже подражательных. Читать их – все равно что тащить тяжелую баржу или грести на галере: столь же утомительно и безрадостно. Источник: Взгляд
|
![]() | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ | ![]() |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | ![]() | ![]() | ![]() | |
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | ![]() | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! | ![]() |
