![]() | ![]() ![]() ![]() |
![]() | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ | ![]() |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Смерть неизбежна26 августа 2008, вторник, 18:22 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати К какому бы материалу не обращался Овчаров, его фильмы - всегда фантасмагории, всегда антиутопии, всегда проникнуты ощущением катастрофы, которая режиссером подается в то же время с черным юмором. «История одного города» Салтыкова-Щедрина (фильм «Оно»), «Левша» Лескова и «Сказ про Федота-Стрельца, удалого молодца» Филатова у него оказываются разными (да не такими уж и разными, очень похожими) вариантами одного и того же сюжета. «Вишневый сад» Чехова - это тоже, конечно, в определенном смысле про «конец времен», но на первый взгляд, к фантасмагорическим сказам-притчам он отношения не имеет. Но Овчарова это не смущает - он берет у Чехова то, что считает нужным и легко отказывается от всего, что не вписывается в его собственную систему. А отказываться приходится от многого. Но купюры - даже для самой традиционной экранизации дело вполне естественное. Наибольшего внимания заслуживают как раз те моменты, мотивы и образы, которые Овчаров «дописывает». Или, вернее, с учетом его творческой манеры сказать «дорисовывает» к «Вишневому саду» Антона Павловича. Россия – родина С одной стороны, Овчарову мало тех метафор, которые уже заложены в пьесе: известных еще по школьному курсу «вся Россия - наш сад» и тому подобного. Образом-лейтмотивом у него становится игрушечный ветряк с голубого цвета лопастями, который крутится и попадает в кадр на протяжении всей картины, а в финале оказывается в руках у умирающего Фирса, будто свеча на покойнике. Фирс (Игорь Ясулович), кстати, ходит в потертом испачканном фраке и парике чуть ли не екатерининских времен, чтобы лишний раз подчеркнуть, что его слова «давно живу» имеют не только буквальный, но и символический смысл. Танцы под граммофон вместо еврейского оркестра - еще одно ноу-хау режиссера. Лопахин к моменту отъезда из имения Раневской отчего-то седеет - сразу видно: перенервничал. Раневская, в свою очередь, то ли шутя, то ли всерьез обхаживает Петю, да что там - просто бросается на него, бедный "вечный студент" не знает, куда деваться от столь по-парижски эмансипированной женщины. В то же время те важные для Чехова символы, которые в пьесе заложены, Овчаров «разоблачает» и «снижает». Наконец-то разгадана загадка "звука лопнувшей струны". Оказывается, это всего лишь Епиходов пробовал играть на гитаре, палец его застрял в струнах и одна лопнула - всего делов-то. Палец Епиходова в фильме Овчарова вообще постоянно всюду застревает. Например, в кране самовара. Самовар, вообще-то, горячий. Но когда Епиходову удается «освободиться», последствий ожога не видно. Фирменная фантасмагоричность Последнее обстоятельство - не режиссерская недоработка, а сознательный ход, придающий действию фильма ту самую фантасмагорическую условность, которая еще со времени «Оно» стала фирменным стилем Овчарова. Действующие лица «Вишневого сада» Чехова в «Саде» Овчарова - герои даже не комедии, как предписано автором, но водевиля, которым Чехов по молодости, не стоит забывать, был не чужд. И их пресловутое «легкомыслие» - не черта выродившегося дворянского класса, как учили в советской школе, и не психологическая характеристика, что было бы вернее, но свойство, присущее именно водевильным персонажам. Нелепые люди в нелепых обстоятельствах - это и есть водевиль. Гаев так и вовсе оказывается мелочным, мерзким человечком - пошлее Яши. Для пущей легкости события пьесы уложены Овчаровым в одни сутки, как в старинных классических комедиях, построенных на тройном единстве места, времени и действия. А чего тянуть - приехали из Парижа, продали имение по-быстрому, покуролесили слегка - и обратно в Париж, не успела цветущая вишня облететь. Игровое, даже трюковое начало в фильме Овчаров подчеркивает и через еще один прием - стилизацию под немое кино начала века. Нет, не через весь фильм - это было бы слишком радикально, пожалуй, и времена подобных экспериментов для Овчарова, видимо, прошли. Но в начале и в конце фильма этот ход задействован в полной мере. Так, например, монолог умирающего Фирса подается через титры. Музыка под нами Однако для «немого кино» первостепенное значение, помимо картинки, имеет музыка. Для «Сада» это особенно актуально еще и потому, что продюсер картины Андрей Сигле, будучи профессиональным кинокомпозитором, выступил и в качестве автора музыки. Одновременно с фильмом вышел даже диск с инструментальным саунд-треком к нему на три четверти часа общего времени звучания. Сигле не поленился - музыки, созданной им для «Сада», хватило бы с лихвой на все крупные чеховские пьесы. К примеру, инструментальный номер «Марш» можно запросто представить в какой-нибудь постановке или экранизации «Трех сестер», а «Романс» - в «Дяде Ване». Правда, Овчарову и этой музыки недостаточно - помимо оркестровых номеров Сигле он использует в картине классические русские романсы, где так или иначе упоминается слово «сад»: «Мы вышли в сад», «Снился мне сад»... И делает это с такой настойчивостью, что это еще придает еще более водевильный оттенок происходящему. Однако же о пророчествах Апокалипсиса, к которым Овчаров склонен был с самых первых своих кинематографических опытов, за водевильными репризами и трогательными романсами не забывает. Окна усадьбы забивают, когда Гаев и Раневская еще находятся внутри - доску заколачивают прямо перед их носом, как крышку гроба. Фирс, само собой, умирает тоже. Заодно умирает и Чехов - и все это накануне революции: в финальных титрах, снабженных старинными виньетками, Овчаров указывает: «шел 1904 год». Источник: Взгляд
|
![]() | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ | ![]() |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | ![]() | ![]() | ![]() | |
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | ![]() | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! | ![]() |
