ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете

Шостакович глазами ребенка

13 октября 2008, понедельник, 21:19 – БРЯНСК.RU   |   Комментарии: 0   |  Версия для печати
Одним из главных событий театрального фестиваля «Территория» стал совместный проект фестиваля и театра «Лаборатория Дмитрия Крымова» - спектакль «Opus № 7». Он состоит из двух частей – «Родословная» и «Шостакович», которые объединяет тема насилия – насилия власти над художником и насилия власти над народом. Тема эта, что называется, поднадоела и приелась – и конечно, единственное, что вызвало интерес к этому спектаклю - тот удивительный театральный язык, изобретенный режиссером Дмитрием Крымовым и его актерами. Как-то они выкрутятся на этот раз – чтобы не удариться в тотальный пафос – а с другой стороны, не превратить трагедию в фарс?

Крымовым и его театром бредит театральная Москва уже третий или четвертый год подряд. Крымов — сын выдающихся театральных людей: режиссера Анатолия Эфроса и театроведа Натальи Крымовой. Со «звездных детей», когда их угораздит делать нечто самостоятельное, спрашивают не просто строго – а очень строго. В общем, у Крымова, как у сапера, не было права на ошибку – растоптали бы на месте.

Он это чувствовал: словно бы поэтому долго выжидал, прежде чем заявить о себе, как о самостоятельном режиссере. « Я взрослел очень долго, у меня была прекрасная семья, и я жил как в коконе. Туман начал рассеиваться, когда умер папа. Я после ухода из театра 15 лет сидел в мастерской и делал картины» - говорит он. Он выпал из театральной жизни 90-х – чтобы триумфально вернуться в начале 2000-х.
Его главные спектакли — «Недосказки», «Донкий Хот», «Корова», «Три сестры» - уже не спихнуть с пьедестала современного русского театра.
Крымова за эти спектакли так в свое время захвалили критики, таких надавали комплиментов - что рано или поздно они должны были дать задний ход: то есть, не сговариваясь натянуть старую песню «Крымов исписался», «приелся», «повторяется». Этот спад интереса к «любимчику» пришелся аккурат на седьмой по счету спектакль Крымова - «Opus № 7».

Фокус тут, заметим, чисто психологический – как говорят японцы «слишком хорошо – тоже плохо» - но Крымов тут не виноват ни чуточки. Трехчасовой спектакль – гротескный, извилистый, скрежещущий и петляющий – ничуть по своему художественному уровню не уступает предыдущим работам Крымова, а кое в чем даже и посильнее их будет. Если даже и признать, что в спектакле Крымов использует «свои старые ходы» - зато обращение режиссера к таким общеизвестным темам, как трагедия еврейского народа и трагедия жизни великого композитора Шостаковича, что называется, «обнажают прием». То есть, мы имеем редкую возможность увидеть, как «работают», из чего «собираются» спектакли Крымова.
Критики, между прочим, пытаясь описать манеру Крымова, исписали десятки листов: его работы называли «пратеатром», «архаикой» и «псевдоархаикой», а также «псевдонаивом» и даже «реконструкцией театра» - но все эти термины мало что объясняют простому зрителю, Крымова ни разу не видевшего, что он на самом деле такое. «Опус 7» именно тем и хорош, что наиболее доступно знакомит зрителя с языком, приемами Крымова и его «Лаборатории».

Итак, что есть Крымов - и «Опус №7»? На самом деле это очень просто. Представьте себе, что о трагедии еврейских местечек, или об Аушвице, и прочих страшных конвейерах смерти вам расскажет не историк, не специалист, не профессиональный правозащитник и даже не свидетель. Представьте себе, что это рассказывает ребенок. Лет 7-8, не более. Как дети рассказывают? Они произносят, конечно, какие-то слова, но больше – показывают. Или сравнивают то, что видели со своим невеликим житейским опытом. «Вначале тетенек и дяденек заставили раздеться, потом помыли их, а потом завели в специальную камеру и включили смерть». Примерно так. Или вот так: «Шостакович был очень маленький, а советская родина – очень большая, такая толстая тетка. Родина прижимала его к груди так, что Шостаковичу было все время больно. И у него постоянно слетали очки».

«Опус 7» – это ужасы нашей истории глазами ребенка. Как и все прочие спектакли Крымова.

Ребенок воспринимает мир наиболее ярко, остро, наиболее метафорично – поэтому его наблюдения кажутся слишком ирреальными – но это не значит, что ребенок лжет. Просто он так видит. Иногда – как показывает практика – ребенок «видит» нечто ужасное даже лучше, чем взрослый. Это – травматический взгляд, взгляд, лишенный амортизирующих подушек взрослого сознания. И потому – честный.

«Еврейская» тема или тема «Сталин и художники» настолько заэксплуатирована бездарными конънктурщиками - в театре, в кино и прочих искусствах - что очень трудно сегодня пройти по тонкой грани между пафосом и фарсом. Крымову это удалось – и, пожалуй, как никому из сегодняшних его коллег по театральному цеху. Это серьезный разговор – и в то же время разговор наивный, лишенный взрослости, статистичности; оперирующий только звуками и красками. Слова, текст как таковой в этом театре почти ничего не значит. Здесь слово – это краска, заплата, пятно. Пуговица. Этот театр – кроме прочего - еще и упрек современному обществу и искусству, которые научились забалтывать, заговаривать любую трагедию до полного забвения, равнодушия. Если по тысяче раз на разные лады, с перекошенным лицом повторять штамп «фабрика смерти, фабрика смерти, фабрика смерти» - страшное словосочетание в результате производит на сегодняшних телезрителей и потребителей такое же впечатление, как, к примеру, «фабрика звезд».

В спектаклях у Крымова это невозможно: хотя бы потому, что там почти не произносят слов и связных предложений. Да и как – если вдуматься – о трагедии Бабьего Яра или Аушвица можно…ГОВОРИТЬ? Как можно говорить о бесчеловечном - на языке людей?

Зато сам по себе звук в опусах Крымова – в диапазоне от писка до скрежета – еще и как красноречив.

Ну как, допустим, чем сегодня можно проиллюстрировать 7 симфонию Шостаковича?

Танками? Самолетами? Людьми? Кадрами кинохроники? Все это старо, скучно, все это – штампы.

…На сцену Крымов под оглушающие и нарастающие раскаты симфонии выкатывает семь железных роялей. Отчасти это даже производит комический эффект: они сталкиваются между собой, грохочут, скрежещут – и поди пойми, какие смыслы тут вкладывал режиссер – но само ощущение громоздкости и абсурдности происходящего налицо. Как это понимать? Тут масса ассоциаций возможна, просто дух захватывает от различных возможных трактовок. Эта возможность фантазировать, кстати, и делает крымовские спектакли столь глубокими, многослойными, универсальными. Ну вот, хотя бы: искусство, художники СССР и фашисткой Германии в 40-е годы тоже ведь были почти что военнообязанными – а стало быть, сражались между собой при помощи гимнов, маршей, песен… Воевали музыкой. И пока во время прохоровского сражения сшибались между собой наши и вражеские танки, композиторы, условно говоря, вели в бой свои хрупкие инструменты. Русские «рояли», как выяснилось, тоже оказались покрепче немецких – как и русская военная техника.

Шостакович, получается, свой главный бой выиграл – в том числе, и бой с властью. Хотя Родина-мать (огромная тряпичная кукла в четыре человеческих роста) его таки и правда - сильно прижимала.

Но она была, как выяснилось – тряпичная, рыхлая, бесформенная. А Шостакович – железо. Хотя и хрупкий на вид. Вот так-то.


БРЯНСК.RU

Источник: Взгляд


  Комментарии: 0   Версия для печати  Подписаться на новости  На главную


В РОССИИ И МИРЕ: ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Ещё →  
9-12-2021, 11:51
Тотализаторы: что это такое и чем они отличаются от обычных ставок?

Первая ассоциация со словом «тотализатор» у многих — это скачки, которые были так популярны в середине  XX века в США..»

13-9-2021, 13:35
Играть в бесплатные игровые автоматы в онлайн-клубе Вулкан

Особенности запуска автоматов в режиме демо. Переходите на официальный сайт казино Вулкан, чтобы поиграть в онлайн-слоты бесплатно без ограничений по времени...»

25-5-2021, 16:42
Стоит ли посещать офтальмолога при замене очков?

Во Франции с 2016 года можно заменить очки и без рецепта офтальмолога. Если в оптике вы представите последний полученный рецепт на очки, вам без проблем подберут новые..»

27-2-2017, 01:11
Поиграть в казино Вулкан

Фанаты онлайн гэмблинга всегда могут наведаться в казино Вулкан, чтобы зарядиться порцией адреналина..»

24-2-2017, 16:35
Успешные игроки предпочитают игровые автоматы Вулкан

Зарабатывать на игровых автоматах и слотах возможно не только полагаясь на удачу, но и прилагая усилия, в особенности, если использовать специальные стратегии..»

20-2-2017, 10:18
Новое казино Супер Слотс поможет воплотить ваши мечты в реальность

Виртуальное казино любого типа – это отличная площадка для того чтобы заработать если не состояние, то как минимум - хорошие деньги..»

18-9-2016, 13:56
В Туле за неуставные взаимоотношения осуждены военнослужащие

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора военнослужащим войсковой части 6570 г. Тула рядовым Батыру Цороеву, Алану Абаеву, Алаутдину Агаеву..»

18-8-2016, 09:43
В Туле за истязание и неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего осужден бывший военнослужащий

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора бывшему военнослужащему..»

15-6-2016, 11:45
В Туле за мошенничество осужден офицер-десантник

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора военнослужащему войсковой части 54392, дислоцированной в г. Тула, гвардии старшему лейтенанту Абызову Игорю Александровичу..»

9-5-2016, 11:23
Поддержка работоспособности мотоблока Нева не вызовет затруднений

Запчасти на мотоблок Нева позволяют восстановить работоспособность этой сельскохозяйственной техники..»

На "Армате" нажали не ту кнопкуНа "Армате" нажали не ту кнопку

Вице-премьер рассказал, что сильно волновался, когда наблюдал за парадом Победы на Красной площади..

ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
комментариев - 1, 15-1-2017
Два тунеядца напали на пенсионера в подъезде его дома
комментариев - 2, 8-11-2016
В Брянской области катастрофически не хватает рабочих рук
комментариев - 1, 20-7-2016
Автоинспекторы просят брянцев жаловаться на плохие дороги
комментариев - 19, 23-11-2015
Не забудем! Не простим!
комментариев - 1, 18-9-2015
Главой Стародубского района избран Владимир Ковалев
комментариев - 1, 24-8-2015
На ярмарках выходного дня брянцы расхватали картофель
комментариев - 1, 23-8-2015
Брянская красавица и ее жених предстали перед судом
комментариев - 1, 19-8-2015
Брянские любители роскошных авто заплатят 17 миллионов рублей
комментариев - 8, 18-8-2015
На выборах губернатора Брянской области победил Богомаз
комментариев - 3, 12-8-2015
В Советском районе Брянска запланирован ремонт дворов
комментариев - 4, 12-8-2015
Сражаться за губернаторское кресло продолжат три кандидата
комментариев - 2, 11-8-2015
Роскомнадзор начал охоту на мат в СМИ
комментариев - 1, 26-7-2015
Денину предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями
РЕКЛАМА

Контекстная реклама

ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU:
Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru
Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru
Архивы за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг.
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU
При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна
Материалы газеты могут содержать информацию 18+
Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь
с Правилами cайта (договор-оферта).
Если вы не согласны с Правилами,
немедленно покиньте сайт!