10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
«Северное сияние» vs «Золотой компас»29 декабря 2007, суббота, 14:30 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Ловушка клипового мышленияНазвание детской фэнтезийной трилогии впечатляет: «Темные начала». Подзаголовок: «Детская книга для взрослых сердец». Действительно, эти книги отличает от множества им подобных какое-то очень серьезное отношение к описываемым в них событиям, сколь сказочными бы они ни казались. Мрачный колорит, вневременной локус – то ли Средневековье, то ли викторианская эпоха послушно воспроизведены в кинофильме. А страшные последние глубинные вопросы, на которых завязан сюжет: «крыша» организованной религии или опасное самостоятельное путешествие к запретным мирам, амбивалентность добра и зла, внешняя манифестация души и ее связь с половым взрослением – все эти моменты оказались практически не востребованы в эффектной экранизации. Режиссер Крис Вейтц предпочел следование сюжету, нежели вживание в характеры персонажей, они вполне пунктирны и двумерны. Что вполне, впрочем, соответствует стилистике фильма – предпочтение экшена связному и вдумчивому рассказу. Монтаж предельно рваный, насколько это допустимо в детском фильме, но все равно создается впечатление, что мы смотрим какой-нибудь очередной боевик Тони Скотта. Упор на зрелищность сыграл злую шутку с создателями «Золотого компаса». Зрители, которые не читали книгу, почти ничего не поймут в фильме, настолько пунктирно в самом начале фильма, после титров, объясняются основные ударные моменты книги Пулмана. В книге, заметим, эти довольно сложные гностические построения вызревают исподволь и герои приходят к их пониманию буквально на своей шкуре (буквально – потому что манифестация души персонажей представлена животными, «деймонами» по книге, которые сопровождают героев и неотделимы от них). Почему-то принято полагать, что дух времени адекватнее может быть выражен минималистскими средствами. В поэзии это миниатюры, верлибром преимущественно. В фильмах – рваный монтаж, мелькание крупных планов. Мол, «время вперед», убыстряемся, нет возможности вглядываться в детали и медитировать. Можно подумать, что пресловутый горбачевский лозунг «Ускорение!» получил свое воплощение именно в начале XXI века, и не в политическом или экономическом, а в сугубо культурном контексте. Остается восхищаться мастерству монтажера, который соединяет эти «вспышки сознания» в нечто условно цельное. Родословная краткости Вывод из вышесказанного неутешителен. Краткость – в ее динамическом формате – отнюдь не заменяет собой содержательность. Она противоположна афористичности, ибо емкость в ней отсутствует. Иначе она была бы просто невозможной – никакое сознание не выдержит напора компрессии, будь она явлена в так называемом клиповом мышлении. Нагрузка элементов нарезки минимальна, и именно это позволяет ей течь сквозь наше восприятие, почти его не затрагивая. Это отнюдь не плавное течение, как в предсказуемом жанровом фильме, когда наше полудремлющее восприятие с удовлетворением фиксирует предсказуемость сюжетной композиции и визуального ряда. Динамичный монтаж, ни на секунду не дающий отвлечься от происходящего на экране, скорее, наоборот, диктует нашему восприятию свои законы и не позволяет критически воспринимать увиденное – на это просто нет ни времени, ни эмоциональных сил. На языке вертятся слова «манипулирование» и «культурный фашизм». Вопроса о зрительском соучастии уже не возникает, разве что – тут улыбнуться, тут всплакнуть, а вот здесь подпрыгнуть от неожиданности. Что любопытно, если раньше такая подача материала была в новинку и действительно являла собой некие новые веяния, то на сотом или тысячном ее воспроизведении возникает чувство отторжения. Наверное, по законам «культурной физики» нас ждет в будущем отнюдь не еще более ускоренный темп, а, наоборот, плавное и постепенное развертывание повествования. Что, конечно же, не исключает иных приемов манипулирования и подчинения, только еще более тонких и неявных. Но не хочется заканчивать на грустной ноте. Читатели Пулмана все же получили визуальный ряд, который теперь неизбежно будет сопровождать чтение этой замечательной книги. Николь Кидман в роли матери Лиры вполне адекватна, равно как и Дэниел Крейг в роли лорда Азриэла. Декорации Иордана и столичная роскошь – выше всяких похвал, равно как и путешествие на дирижабле, и северные просторы. Впечатляют и милые метаморфозы зверюшек (у детей «деймоны» еще не оформились и могут менять обличья), когда читаешь книгу, это как-то проскальзывает, но фильм наглядно демонстрирует весь спектр возможных превращений. Есть и забавные совпадения. Главный положительный медведь почему-то похож на Александра Валуева, а король цыган – на покойного питерского диссидента Вячеслава Петрова. Остается ждать продолжения, оно неизбежно по законам Голливуда. И смеем надеяться, что две следующие серии искупят недостатки первого фильма. Источник:
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |