10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Разведчики летят на Запад12 октября 2007, пятница, 19:37 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Несмотря на то, что М-55 включен в программу развития российской авиации до 2015 года, к августу к 1997 на Смоленском авиационном заводе выпущено всего четыре серийных экземпляра самолета, два из которых находятся в летном состоянии, а два - без двигателей и авионики - законсервированы в ожидании финансирования. Идея использования самолетов для ретрансляции радиосигналов (прежде всего – телевизионных) на большое расстояние появилась в 40-х годах прошлого века. Радиоволны диапазонов УКВ и ДМВ, в которых осуществлялось вещание, распространяются, подобно свету на расстояние прямой видимости. Чтобы обеспечить передачу «картинки» из одного города в другой, необходимо расширить радиогоризонт, максимально подняв антенну над Землей. Тогда, в отсутствии спутников связи, эта задача могла быть решена только с использованием авиации: самолетов, вертолетов или дирижаблей. Первые подобные опыты были проведены в США в конце 1940-х и дали положительные результаты. А уже в середине 1950-х про НИИ Гражданского воздушного флота существовал специальный авиаотряд самолетов-ретрансляторов, обеспечивавший возможность прямых телетрансляций важных событий (демонстрации, парады, футбольные матчи) из Москвы, Миска, Киева и Ленинграда. С появлением специальных космических аппаратов идея утратила актуальность по крайней мере в гражданском приложении; военные используют самолеты-ретрансляторы до сих пор, в России это Ан-12РТ, Ан-26РТ и вертолет Ми-9. Между тем, в иногда использование самолетов для обеспечения бесперебойной связи оказывается экономически выгодным, а в некоторых случаях – единственно возможным выходом. В мире есть немало мест, где использование спутниковых каналов нецелесообразно, а иногда и просто невозможно. Например, в зонах стихийных бедствий, особенно, если наземная инфраструктура линий связи разрушена, а доставка мобильных станций связи затруднена. Конечно, спутниковые телефоны и модемы будут работать, но для передачи больших объемов данных они не годятся. В таких случаях способен помочь самолет, оснащенный соответствующей аппаратурой. Причем, желательно, чтобы он был максимально высотным. Тут есть прямая экономическая выгода: одна машина, летящая на высоте 20 км, способна охватить сигналом (или принять сигналы) площадь в десять раз большую, чем пять самолетов, летящих на высоте 5 км. При этом желательно, чтобы ретранслятор имел по возможности большую грузоподъемность: аппаратура связи весит немало. По обоим показателям М-55 идеально подходит на эту роль. Самолет создавался в ОКБ Генерального конструктора В.Мясищева в рамках темы «34» с 1967 года, как советский эквивалент американского высотного разведчика Lockheed U-2/TR-1. Одновременно, КБ ставилась и иная задача: борьба с высотными аэростатами – разведчиками. Последние с 50-х годов прошлого века доставляли немало неприятностей Советскому Союзу: находясь в свободном дрейфе, они вторгались на территорию страны и достаточно успешно осуществляли свои шпионские миссии. Необходимость размещения на борту самолета оружия, заставила конструкторов искать пути повышения весовой отдачи новой машины (отношение веса самолета к полезной нагрузке). Во многом это требование обусловило выбор для высотного самолета оригинальной двухфюзеляжной конструкции – легкой и прочной, которая не так часто применяется на серийных самолетах. Когда же требование борьбы с аэростатами-шпионами было снято (соответственно – был демонтирован тяжелый комплекс вооружения), самолет получил солидный запас грузоподъемности: 1,5–2,5 тонны в (зависимости от высоты и дальности полета) плюс свободные объемы для размещения дополнительной нагрузки. К концу 1978 года первый летный экземпляр прототипа «Геофизики» - М-17 «Стратосфера» был наконец закончен на сборке и выкачен на заводской аэродром, а предсерийная машина оснащенная в отличии от «стратосферы» двумя двигателями впервые поднялась в небо в 1983 году. Несмотря на солидный возраст, М-55 нисколько не устарел как в роли разведчика, так и в роли самолета экологического мониторинга, в каковой V-17 и М-55 неоднократно привлекались к полетам в рамках различных международных программ. Более того: по комплексу летных характеристик (потолок, грузоподъемность) машина заметно превосходит американский аналог: высотный разведчик TR-1. До сих пор российские ВВС остро нуждаются в машине такого класса. Возможно, гражданские заказы позволят вывести перспективную программу из многолетнего ступора. Источник:
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |