10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Осенние жутики24 ноября 2007, суббота, 12:56 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати А вот ещё профессиональный жутик: в чёрном-пречёрном городе есть чёрная-пречёрная улица, на чёрной-пречёрной улице стоит чёрный-пречёрный дом, в чёрном-пречёрном доме сидит чёрный-пречёрный критик, сочиняющий чёрный-пречёрный хит-парад поэтических подборок, опубликованных в девятых номерах «Знамени», «Октября» и «Нового мира» (и до десятого номера «Знамени» добрался, негодяй). Подкрадётся чёрный-пречёрный критик к несчастному поэту, да как закричит: «Отдай своё сердце!». Страшно, не так ли? Жуткие жутики (от 15 до 7 баллов) 15. Дмитрий Александрович Пригов. Хотелось бы получше, да. «Октябрь», № 9. Воистину, когда человек умирает, меняются его портреты. После смерти Пригова в его стихах обнаруживаются качества, которые доселе как-то не было принято связывать с приговским творчеством. Мистичный Пригов, лиричный Пригов, элегический Пригов, медитативный Пригов, сентиментально-уютный Пригов. Дмитрий Александрович долгое время боролся с поэзией, с её духом; и эта борьба была подобна борьбе Иакова с Богом. Поэзия от неё ничуть не пострадала, а поэт в результате получил отметину – стал писать странные стихи. Отчего бы им не быть странными? Главное, чтобы брали за душу. Посмертная подборка Пригова берёт за душу. Пригов зашёл в святилище Аполлона с бокового входа. И остался навеки. 14. Мария Галина. Инфракрасный зрачок. «Знамя», № 9. Мария Галина, как всегда, великолепно витальна. И всё же – на сей раз – выскажу одно но. Не всякая материя равно пригодна для творения стихов. Одно дело – возгонять литературу (Конан-Дойла или Багрицкого) до мифа. Совсем другое дело – разбавлять «чистый миф» до литературы. Галина взяла материалом для нового цикла стихотворений пионерские страшилки про «зелёную руку» и «красное пятно»; однако они настолько поэтичны сами по себе, что делать из них поэзию – всё равно что состязаться в органичности движений с кошкой или собакой. Несмотря на это, Галина, на мой взгляд, - одна из лучших поэтесс своего поколения; и её стихи – чистейшей прелести чистейший образец. 13. Бахыт Кенжеев. выбросить зеркало. «Знамя», № 10. Кенжеев равен себе в своём совершенстве. Ни у одного из современных поэтов нет такой чарующей, такой серебряной, такой мелодической просодии. И такой цепенящей визуальности. 12. Виталий Пуханов. М-200. «Новый мир», № 9. Замечательный автор Виталий Пуханов стоит наособицу, в стороне от фарватерного течения современной литературы и потому нечасто попадает в поле зрения её наблюдателей. Манерой письма Пуханов не похож ни на кого другого; он – «стихийный минималист», и каждое скупое слово его коротких коанов наделено неимоверной метафизической нагрузкой. Стихи Пуханова как будто бы состоят из космического металла сверхвысокой удельной плотности; одна его строфа значительнее премногих поэм иных виршеплётов. 11. Андрей Василевский. Никто ни при чём. «Новый мир», № 9. Облачные тексты редактора «Нового мира» Андрея Василевского являются из летучих сиюминутных мыслей и смутных ассоциаций, из заметок на полях. «Бог знает, что себе бормочешь, ища пенсне или ключи» - об опыте подобного рода. Не всегда он завершается успешно; вообще это – весьма рискованный тип поэзии. Василевскому он удаётся. 10. Александр Стесин. Байкал. «Знамя», № 10. Несколько хороших (добротных) пейзажных стихов в традиции группы «Московское время». Предваряемых вступительным словом Сергея Гандлевского. 9. Фёдор Сваровский. Сверхорганический разум. «Новый мир», № 9. Отчего-то у Сваровского сложилась репутация «марсианина в скафандре» - сверкающе-шокового и супер-пупер-оригинального. На деле поэзия Сваровского (при всей своей свежести и точности) далеко не нова: в некоторых ранних циклах Генриха Сапгира можно встретить те же лукавые раёшники и такие же элементы научной фантастики, невозмутимо вплетённые в густой быт. Но у Сапгира было много всяко-разных приёмов, а в распоряжении Сваровского – лишь один приём. Надолго ли хватит? 8. Олег Чухонцев. Ещё элегия. «Знамя», № 9. Длинное стихотворение о встрече в трамвае. Может быть потому, что оно представляет собой развёрнутое предложение, это – не лучшее произведение Чухонцева (согласитесь, нелегко идти за плугом, приседая на каждом шагу, и при этом глубоко вспахивать). «Ещё элегия» - классична и антологична, но не всегда эти определения несут в себе только позитивные оттенки смысла. 7. Геннадий Русаков. Друзья по малолюдью. «Знамя», № 10. Я люблю поэзию Русакова. Но что-то его шатнуло в «русский шансон». Соответствующая этому жанру аранжировка так и просится к первому тексту русаковской подборки. А всего в подборке – два стишка, и оба – «со слезой» и «о музыке». Ностальгичность – штука хорошая. Но с ней тоже возможно перебрать. Нежуткие жутики (от 6 до 2 баллов) 6. Михаил Родионов. Распилы минерала. «Знамя», № 10. Стихи, пребывающие на пересечении линий акмеизма и сюрреализма – старомодные и очень «ленинградские». Создаётся впечатление, что их автор – чересчур флегматичен, и это идёт не на пользу его творчеству: в какой-то момент публикация начинает опасно напоминать музейную экспозицию (всё – как положено, но не более того). 5. Виктор Куллэ. Кошачий уют. «Новый мир», № 9. Ясность, лёгкость и даже виртуозность, как это ни странно, тоже могут быть предсказуемыми и тривиальными. Новые произведения Виктора Куллэ с их публицистической озабоченностью представимы в «Дне поэзии-1980». При этом они заведомо претендуют на нечто большее. Пожалуй, в сей претензии, не обеспеченной реальным содержанием – главная причина моего разочарования: такие стихи мог бы написать Игорь Ляпин – и я бы Ляпина похвалил. Куллэ хвалить не хочется. 4. Евгений Сабуров. Совсем не в ярости. «Знамя», № 9. «Речевая поэзия» - коварная вещь. Она вызывает интерес, когда отточена до блеска (как у Всеволода Некрасова). Или когда экзистенциально наполнена (как у Айзенберга). Или, наконец, когда строится на отдельно взятой мысли (как у Андрея Василевского). Но стоит ли вываливать на читателя необработанный поток сознания? Даже если это – сознание выдающегося экономиста, бывшего министра финансов правительства Крыма и вообще – легендарной личности. Возможно, что если Евгений Сабуров оказался бы на месте Егора Гайдара, Россия бы сейчас процветала. Но тексты Сабурова от этого не становятся более внятными и занимательными. 3. Дмитрий Тонконогов. Три стихотворения. «Октябрь», № 9. Не знаю, что сказать по поводу стихов Тонконогова. Эти стихи – сплошное общее место. Тут и Мандельштам с Луи де Фюнесом, тут и Хармс с Олейниковым, тут и слесарь (он же кондуктор) Абдуллаев, тут и таинственно исчезнувшие девушки. Плюс – опять – цитаты из детских страшилок (похоже, они становятся писком моды нынешнего сезона). Но если даже Мария Галина не до конца справляется с живой стихией мифа, не может укротить её. Куда уж Тонконогову. 2. Михаил Квадратов. браслетик из волчьей ягоды. «Знамя», № 9. Мне кажется, что я попал в противофазу по отношению к той поэзии, которая особо модна сегодня. Читатель должен поверить в предлагаемые ему автором обстоятельства, а я – хоть убей меня – не верю в обстоятельства данной поэзии. Я – тот самый зритель, который вместо Отелло видит на сцене актёра Васю Пупкина. Вроде бы, в стихах Квадратова есть богатая готичная фактура: гномы, лилипуты, Голем. В далёкой европейской стране скоро свершится переворот, и первым на ветке повиснет самый злобный лилипут. Разве это не достойно моего внимания? Нет, не достойно. Какое отношение сия взятая с потолка фантазия имеет ко мне? А к автору? Как будто бы в подкладку всех этих опусов, подобно радиоактивной ампуле, намертво вшит роковой «невсерьёз», вечный «пофиг». А где «пофиг», там и «нафиг». Отстойный жутик (1 балл) 1. Максим Жуков. Забористей вина. «Знамя», № 10. Терпеть не могу богему. Эту вечную мерехлюндию, эту кислую байроническую гримасу в ответ на всё и вся. Эти похмельные столы с опрокинутыми стаканами и растёкшимися лужами, эту квашеную капусту на полу. Эти расхожие цитаты из Бродского, эти всегда неуместные физиологизмы, этот робкий мат, эти юношеские комплексы в сорок лет. Слово «срач» в стихах – ненавижу лютой ненавистью… «Ходит по двору экзема, за экземою – коза. Дети, если вы – богема, буду драть за волоса». Умница Заболоцкий! Разделяю его намерение! Источник:
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |