10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Магия светотени5 апреля 2008, суббота, 13:46 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Седьмой Международный месяц фотографии «Фотобиеннале 2008» в Москве занял две опорные базы – «Винзавод» и Центральный Манеж. Они, в некотором смысле, стали антагонистами. Точнее, это история о том, как одно всемирное явление «Анри Картье-Брессон» переросло в другое – «Ральф Гибсон».Поймать мгновение На «Винзаводе» окопалось легендарное агентство «Магнум фото», основанное в 1947 году классиком фоторепортажа, французом Анри Картье-Брессоном с несколькими друзьями-коллегами. На экспозиции представлены работы членов этой престижной организации. Из советских мастеров в ряды элитного «Магнума» был принят только Георгий Пинхасов. Случилось это в далеком 1981 году. Проживает Пинхасов, соответственно, в Париже, а колесит по всем континентам. Широкий географический охват – один из принципов отца-основателя агентства. Свои теоретические открытия Брессон изложил в классическом труде «Решающий момент» 1952 года. Это философская книжка, где кредо автора выражено в словах: «Фотограф должен зафиксировать главное, то, что представляет собой суть события». Задача фотожурналиста «спрессовать» время и образы в композиционно точном кадре, поскольку «единственная поэтика, которая существует – это поэтика геометрии композиции». У Геннадия Пинхасова выделяется работа, где из окна небоскреба видны автомобили, выстроившиеся в ряды на крыше гаража, словно крошечные модели на столе у ребенка. Ги ле Керрек запомнился снимком джазового контрабасиста и композитора Чарльза Мингуса: гриф инструмента заслонил лицо музыканта, спешащего с тележкой в аэропорту. У Гарри Груйера на самом неординарном фото дети играют оранжевым мячом на площадке, нависающей над туманной рекой. «Оранжевое солнышко» – центр притяжения кадра. Лиз Сарфати обожает снимать меланхолически задумчивых девушек. Самая выразительная из нихла голову на стол, устремив вопрошающий взгляд в неведомую, но наверняка романтическую даль. Алекс Уэбб строит яркие цветовые комбинации, подчеркивая темперамент своих моделей – представителей южных стран. Все работы «Магнума», не смотря на различие пристрастий и идей их авторов несут в себе черты «репортажности». Фотограф, словно на охоте. У него есть одно мгновение для нажатия кнопки аппарата. Не случайно агентство названо в честь знаменитой марки пистолета. Цвет Марса и социализма В Центральном Манеже на экспозиции «Первоцвет» представлен последовательный ряд цветовых трансформаций отечественного фото: от первых карточек-раскрасок конца XIX столетия, до полного цветового спектра снимков времен развитого социализма 70-80-х XX-го. Крестьяне, семинаристы и старушки выглядят на черно-белых фото Марио Джакомелли, словно на старинных гравюрах: максимально контрастно(фото:Марио Джакомелли) В последних, правда, явное преобладание красного колера. До прилавков советских универмагов еще не добрался «Кодак» с «Фуджи», там свирепствовала пленка Шосткинского производственного объединения «Свема», которую по иронии судьбы, еще в 1931 году заложила фирма «Люмьер». В серии «Звездное небо» демонстрируются роскошные космические снимки. При чем красноватые панорамы Марса напоминают по цветовому тону фото улыбающихся ударниц социалистического труда. Документы NASA здесь соседствуют с художественными произведениями. На одной из таких работ можно узреть собственную физиономию внутри неизвестного объекта на пузырчатой лунной поверхности: где-то коварно спрятана видеокамера. Однако, спускаемся с небес на землю для наслаждения ретроспекциями классиков фотографии. За гранью времени Крестьяне, семинаристы и старушки выглядят на черно-белых фото Марио Джакомелли, словно на старинных гравюрах: максимально контрастно. Аскетизму итальянца противоречит пышная китайская экзотика француза Ива Желли. Только синие водопады и желтые пляжи – всего лишь часть китчевого интерьера. Самый колоритный «зверь» нарисованных «джунглей»: белая двуспальная кровать в невыносимо алых цветах мака. Желли противопоставляется строгая геометрия спиралеобразных лестниц поляка Богдана Конопки. Все в его «Природе вещей» предельно диалектично. Уроженец Монмартра Эдуард Буба своим творчеством являет максимальное воплощение художественно-репортажной идеологии «Магнума»: дети, беспечно играющие в снежки; противопоставление в кадре старушки и юной модницы. Но в ЦМ не брессоновские последователи правят бал, а гениальный американец Ральф Гибсон. У брессоновцев – масса путешествий, у моряка Ральфа Гибсона – поменьше, но добыча – любопытнее, поскольку он двигался не столько по горизонтали, сколько по вертикали: вглубь предметов. В начале своей карьеры он три месяца проработал в американском отделении «Магнума». Но почувствовал, что документалистика ограничивает его возможности. Три года экспериментировал, а в 1970 году, заложив квартиру, издал «неформатные» снимки в книге «Лунатик», с которой и началась его всемирная слава. На экспозиции два фото из того легендарного альбома. На снимке «Лунатик» рука, просунутая в дверную щель, окружена кольцом серебряного света. Добавляет таинственности тень от ладони на противоположной стене. Из этой же серии: обнаженная девушка, закрыв глаза и наполовину погрузившись в воду, медленно движется вдоль речных берегов (явные аллюзии с «Офелией» прерафаэлита Джона Миллеса). На снимке «Лунатик» рука, просунутая в дверную щель, окружена кольцом серебряного света(фото:Ральф Гибсон) Другие фото Гибсона не менее загадочны. Фетровая шляпа, снятая крупным планом, похожа на бархан. Улыбающееся женское лицо наполовину скрыто непроницаемой тьмой. Квадратные плиты стены дома, словно «проваливаются» в черноту. Каждый снимок Гибсона – пароль в иную реальность. Вы то ли погружаетесь в «реку времени», то ли возле обыденного особняка находите вход в «гиперпространство». Его работы – это лифты-метафоры. Они или выносят наверх – на метафизический уровень. Или тянут вниз: на «нижние этажи» страстей. Как на снимке, когда нос корабля напоминает женское лоно. (У Ральфа немало снимков в жанре ню.) И в том, и в другом случае сладко захватывает дух от «перехода». Если искусство Анри Картье-Брессона – импрессионизм в фотографии, моментальный слепок эмоций (аналогия в живописи – все французские импрессионисты: от Моне до Ренуара), то жанр Ральфа Гибсона – магический реализм (творчество европеизированных американцев: Джеймса Уистлера и Эдварда Хоппера). В ЦМ на видеоэкране идет в режиме нон-стоп интервью с Гибсоном во время его мастер-класса, который он давал в Москве. Имеет смысл кое-что процитировать. «Я родился в Лос-Ажелесе, штат Калифорния. Там ничего нет кроме пустыни. Европа мне дала культуру: музыку, литературу, живопись». «Я сказал капитану судна, куда поступил юнгой, что хочу сойти на берег, чтобы еще раз попытаться стать фотографом. Он ответил: «Ладно, я отпущу тебя, но шесть недель ты будешь драить гальюн». И во время шторма, вычистив гальюн, я выскакивал на палубу и кричал в небо: «Я стану настоящим фотографом!» Я до сих пор так кричу». «Если хотите оценить себя как фотографа, выберите из своих фото лучшее и три часа смотрите на него. Если это настоящий снимок – вы вспомните все свои привычки, поступки, всю жизнь». «Я живу в Сохо, в художественном районе Нью-Йорка. Но мне ближе школы старых мастеров». «Надо оставить необходимое и убрать лишнее. В скульптуре – это образ. В фотографии – тоже самое». «Раньше на двадцать пленок у меня выходил один готовый кадр. Сейчас, больше. Наверное, я снизил стандарты». «Фотоаппарат для меня, как инструмент для музыканта: чем легче его касаешься, тем точнее снимок». «В серии «Лунатик» я хотел показать, что когда мы спим – находимся в другом месте». Анри Картье-Брессон мыслил категориями СМИ, где, в основном, и печатались его шедевры. Ральф Гибсон мыслит категориями альбомов. После «Лунатика» он их выпустил уже 25-ть. Что в пять раз больше, чем у основателя «Магнума». Из российских мастеров ближе всего к манере Гибсона работает Александр Слюсарев. К сожалению, у этого гениального фотографа альбомов еще меньше, чем у Брессона. Источник: Взгляд
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |