![]() | ![]() ![]() ![]() |
![]() | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ | ![]() |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Козлиная песнь23 июля 2008, среда, 09:34 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати А зато на вчерашней даче был окрепший розовый куст, борщ и кузнечик. И в машине на обратном пути слушали диск с голосами поэтов начала ХХ века. Туда же затесался и Лев Толстой. И это даже не было удивительно, потому что читал он нараспев (причем чуть ли не свое легендарное «Не могу молчать»).И это было тем умилительней, ибо казалось: он же, как известно, глыба, да и читает грубую публицистику (только тогда зачем на фонограф?), а все равно – пел. В равной степени, как и все. Все – пели. Все – тосковали. На один манер. Сквозь хрип, шипенье и треск. Высокими голосами, удивленными фонографу, но оттого – как бы сознательно – презрительными. Для вечности. Как бы на цыпочках. Для далеких потомков. (Все очень были, видимо, этими потомками озабочены. И эти потомки их через сидишный хрип, шелест и треск слушали и говорили: «Пожалуйста, Брюсова промотай».) Потому что только, кажется, Блок особенно не пел, а читал глуховато. Но и он казался рафинированным бесполым дядюшкой средних лет. (И Маяковский, и Маяковский, туда же.) С немужскими руками. Смешно было. Занятно. И стало вдруг понятно, почему произошла революция. Слишком красивые руки, слишком белые занавески, слишком хорошая плетеная мебель на даче. И как-то сразу виделось (почти наяву), как горничная стояла за дверью с ослепительной супницей (розовые раскрывшиеся бутоны и стилизованные ромашки) в старательных (но, увы, совсем не фарфоровых) ладонях. И как говорила другой прислуге: «Наши-то... Опять загундели». А дворник даже не говорил. Просто – не слышал. Его руки были подлые, шершавые, с траурной каймой. Под ногтями. Его, понятное дело, сюда не пускали. Что тоже логично. (В одной книге я прочитал, что дворники после революции особенно лютовали. Автор понимал почему: дворник получал копейки, делал многое, видел еще больше. Ненавидел от души.) И, может, где-то, в другой стране, менее тяжелой, менее мглистой, менее длинной, менее пропахшей рыбой и фабричной тоской, ничего бы и не случилось. И просто нужно было бы время, чтоб эта культура истончилась окончательно, захирела, забылась и была бы смыта бескровным народным восстанием масс. Просто бы растворилась – в городской попсе, в граммофонах, в фокстротах, в кинематографе, в среднем классе, в нищих районах, в цветаевской парижской луковице, оброненной кем-то на тротуаре. В рассказах О.Генри. Но это «где-то» было для Пруста. В России, естественно, такого быть не могло. И смыло эти высокие аполлонические голоса мужчин средних лет совсем иначе. Рассказами Зощенко. И тут показалось (по дури, по иной крови, иному опыту), что вот если бы хоть один прочитал бы, как есть, без выспренности, простым человеческим голосом, не думая о потомках, свои пять строф, то ничего бы и не случилось. Пронесло бы. И по-прежнему бы цвел возмужавший розовый куст и сияла фарфоровая супница на июльском белом столе в солнечных пятнах. Но это, разумеется, глупость. ...Потому что, как и было сказано в начале, на даче еще стрекотал кузнечик. И пел он свою песенку однообразно и привычно. Без всякого культурного смысла. По каким-то своим кузнечим надобам и жизненным необходимостям. Как у того же Зощенко, в одной из его «Сентиментальных повестей». (...) Это было в самый разгар, в самый наивысший момент ихнего чувства, когда Былинкин с барышней уходили за город и до ночи бродили по лесу. И там, слушая стрекот букашек или пение соловья, подолгу стояли в неподвижных позах. И тогда Лизочка, заламывая руки, не раз спрашивала: – Вася, как вы думаете, о чем поет этот соловей? На что Вася Былинкин обычно отвечал сдержанно: – Жрать хочет, оттого и поет. И только потом, несколько освоившись с психологией барышни, Былинкин отвечал более подробно и туманно. Он предполагал, что птица поет о какой-то будущей распрекрасной жизни. _____ В общем, не было никогда никакой распрекрасной жизни. Но хотя я не знаю, пел ли этот конкретный, отдельно взятый дачный кузнечик, потому что хотел жрать, или просто стрекотал после спаривания (говорят, первые 15 минут после соития он молчит, а потом опять стрекочет), но в том, что эта песенка была такой же, как и 100 лет назад, жадной и непрезрительной, я не сомневаюсь. Сидел себе на своей травинке. Питался мелкими бабочками и двукрылыми. Утром лежал на боку, грелся на солнце. В неволе (если припрет) занимался бы каннибализмом. Никогда не знал, что такое фонограф. Не стоял на цыпочках. Не мучался тоской и любовью. Только маскировался и пел. Пел бы и пел, пока не заткнулся. * * * Что выражает маленький кузнечик?Каков его логический состав?Он сделан из крючков, он сделан из колечек,Он чем-то связан для меня со словом «костоправ».Спина кузнечика горит сознаньем, светом,Его нога сверкает, как роса.С поджатыми коленками, пузатенький, он выглядит пакетом;Разрежь его – и ты увидишь чудеса: Увидишь ты двух рыбок, плавающих вместе,Сквозную дырочку и крестик. Источник: Взгляд
|
![]() | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ | ![]() |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | ![]() | ![]() | ![]() | |
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | ![]() | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! | ![]() |
