10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Игорь Алексеев: «Властитель дум - хлопотная должность…»23 декабря 2007, воскресенье, 14:36 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Игорь Алексеев не затерялся среди этого блистательного списка, но и нащупал новую стезю, постепенно обозначающуюся в русской литературе - как известно, не бедной на гениев и провидцев. Не знаю, насколько Алексеев – «провидец» (сам он тщательно избегает какого бы то ни было пафоса), знаю одно – алексеевской прозе свойственна необычайная точность, сущностность, умение говорить а важном, подлинном, «притворяясь» при этом обычным рассказчиком. Это «долгосрочная» литература, не однодневная, из тех, что запоминается, из тех, что перечитывают, возвращаясь к ней снова и снова. Проще говоря, классика будущего. Перед выходом книги «Как умирают слоны» корреспондент ВЗГЛЯДА Диляра Тасбулатова связалась с Игорем Алексеевым (он живет и работает в Саратове) и задала ему несколько вопросов.- Игорь, сейчас модно говорить о том, что литература кончилась… Как ни странно, эту идеи «смерти литературы» поддерживают и литературные критики, и сами писатели… - Поскольку техническая, научно-популярная и развлекательная литература процветает, чтобы не создавать терминологической путаницы, будем считать, что мы говорим о так называемой художественной литературе. Если судить по тиражам толстых журналов и книг тех авторов, кто не относит свое творчество к вышеперечисленным видам литературы – то да, литература при смерти. Но это естественно. Давным-давно у нас дома выписывали одновременно «Новый мир», «Знамя», «Октябрь». И это было общепринятым явлением. Однако, в самый нужный момент, писатели не оправдали ожидания читателя. Просто не помогли ему разобраться в серьезных вопросах, занимаясь литературными выкрутасами. И читатель перестал покупать журналы и романы. Нет там ничего. Пустота. - Интересно ли вам самому читать современных российских писателей? Если да, то кого именно? - Современных авторов практически не читаю. Впрочем, вру – когда валялся в реанимации, прочитал с десяток томов Донцовой. Для реанимации сойдет. Тогда, по крайней мере, так казалось. Однако сейчас, даже если очень плохо себя чувствую, к Донцовой не возвращаюсь, наоборот, читаю некоммерческих авторов - Таврова, Давыдова, Кононова. Или «Диалоги с Бродским», например. - Вашему перу принадлежит пять поэтических сборников. И вдруг – проза. Лета к суровой прозе клонят? - Когда мы с одним из литературоведов попытались выявить основные элементы романа, неожиданно пришли к выводу, что в романе прослеживаются те же элементы, на которых построено стихотворение. Нам даже смешно стало. Что касается меня, то я не переходил от стихов к прозе, стихи пишу и сейчас. Но в свое время я записал несколько сюжетов, кстати, по давнишнему совету Светланы Кековой, и понял, насколько больше возможностей дает проза литератору: в прозе всегда ощущаешь сопротивление материала. Что заставляет работать все больше и больше. - Сливается ли герой ваших рассказов с личностью автора или вы ощущаете дистанцию между ним и вами? В какой степени? - Вещи, кажущиеся автобиографическими, обычно перевраны безбожно. Однако – для моего письма, по крайней мере, - отпускать свое «Я» далеко нельзя. Чистая выдумка опасна: недаром эта самая чистая выдумках валяется на прилавках тоннами. Поэтому в моем герое я всегда присутствую в той или иной степени, но не в максимальной, иначе может получиться репортаж, а не литература. - Как по-вашему, отличается ли современная «провинциальная» литература от «столичной»? - Я всегда говорю, что провинция не на географической карте, а в голове. Не считаю себя провинциалом ни в какой степени. Рубцов жил в Вологде, Астафьев и Распутин в Сибири, замечательный поэт Владимир Берязев – там же. Поэт и писатель Сергей Попов живет в Воронеже. В столице больше бездельников, которые считают себя литераторами. Провинция и столица четко разделяются только на социально-экономическом уровне. Что, кстати, категорически неправильно. - Почему, как Вам кажется, писатель перестал быть «властителем дум» и литература превратилась в эдакое частное, приватное дело? Может, в этом нет ничего плохого? Или – наоборот? - Властителем дум будет тот, кто найдет героя, а не тот, кто просто глазеет по сторонам, потом записывает и страшно обижается, что это никому не интересно. Вообще «властитель дум» - слишком пафосная должность. Вы не находите? А вот то обстоятельство, что художественная литература стала неким клубом – это хорошо. Для того, чтобы попасть в такой клуб, надо быть подготовленным. Современная художественная литература требует подготовленного читателя. И я не имею в виду степень образованности. Подготовленного эмоционально, и, не побоюсь, этого слова – духовно. Источник:
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |