10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Хабенский против хамов6 октября 2008, понедельник, 19:42 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Фильм произвела отчасти та же команда, что и «Турецкий гамбит», и оба «Дозора» – однако это произведение, в отличие от предыдущих, все же первой своей задачей имеет не развлекательную функцию, а просветительскую, или даже - страшно сказать – воспитательную. Это фильм не о Колчаке даже (он по-прежнему остается спорной исторической фигурой), а о том, как мы однажды потеряли страну, цвет нации, его соль – российское офицерство. Нам, условно 30-летним и старше, еще предстоит привыкнуть не только к тому, что Колчак – символ благородства: успешный флотоводец Первой мировой, баловень судьбы на пике карьеры отказывается от любви 22-летней красавицы ради верности семьи – по сути, остается верен присяге не только воинской, но и семейной (на этом построена любовная линия фильма). Но также придется привыкнуть и к тому, что генерал Капель (Сергей Безруков), к примеру – «очень светлый человек», как его аттестует Колчак, и с ним «надо непременно познакомится» – как, надо полагать, и все «каппелевцы» тоже очень светлые люди. Все это плохо сообразуется с нашими детскими представлениями о «людях света», и пропагандистские советские клише нет–нет да и всплывают в памяти. К примеру - не помню откуда – вот такое: «1918 год: отовсюду молодой советской власти угрожала гибель – деникинцы с Юга, колчаковцы с востока», или что «особенно зверствовали каппелевцы – отборные белогвардейские части, не знавшие жалости, беспощадные к красноармейцам». «Адмирал» – в отличие от многих других, «примиренческих», в духе времени, фильмов - фильм сугубо антисоветский и антибольшевистский: в нем «красным» совсем не оставляют никакого шанса на «людство» (есть такое слово в украинском языке). «Красные» в фильме – одна зверская деиндивидуализированная масса, равнодушная даже к совершаемому ими самими злу. Пьяная матросня расстреливает и убивает, не задумываясь – а ей противостоят личности, совокупность отдельных благородств (подчеркиваемое еще и белоснежными морскими парадными кителями). Главный герой здесь – не Колчак, конечно, – а народ, как было принято говорить раньше. Но не то народ, который «красный» - а другой, белый. А еще точнее - офицерство, цвет общества, порода, которую планомерно и безжалостно изничтожают. Но прежде по законам жанра мы должны этот цвет полюбить, и он нам явлен в бою – прекрасном морском сражении, которое в кино длится 15 минут, и который снимали целый месяц. Стараниями Джаника Файзиева («Турецкий гамбит») здесь также все мины опускаются на дно морское, полные глубокомыслия - словно бы каждая обладает отдельным характером; а все куски мяса, на которые разлетаются несчастные жертвы несчастной Первой мировой – разлетаются в нужном месте и в нужное время – ровно там, где взрыв, а не абы где. И леденящую картину – стоящие в воде мертвые белые офицеры с привязанными к ногам камнями (исторический факт, так казнили офицеров в Севастополе) – камера обязательно покажет нам из глубины, из положения «на дне» – во всей ужасающей подробности; с лицами, застывшими навеки с чувством достоинства и исполненного долга. Здесь, в этом фильме техника, спецэффекты - и глубина мысли, трагедии, наконец, сошлись, и не мешают друг другу. Это, конечно, не «Перл-Харбор» еще – по масштабу спецэффектов - но уже близко к тому. Судя по всему, это первое массовое кино о гражданской войне, сделанное за последние 10-15 лет, за которое никому не должно быть стыдно: не только из-за совершенной «картинки». Не только от того, что здесь есть все атрибуты «большого кино о больших страстях» - благородные люди и светлая любовь на фоне крови и ужасов. Как ни странно, главный посыл фильма – может быть, даже вопреки желанию авторов – бессмысленность братоубийственной гражданской войны. Несмотря на то, что авторам фильма жалко только «белых», нам, зрителям, в результате жалко становится всех. Таков парадокс искусства вообще: когда у авторов фильма есть однозначная позиция, зритель невольно от нее отталкивается и стремится к обобщению и диалектическому примирению. Может быть, самая сильная массовая сцена в фильме – даже не морское сражение, а атака каппелевцев. Атака показана только с одной стороны – со стороны белых: каждую секунду экранного времени, пока идет атака и до окопов красных остается 40, 30, 20 метров – с равным промежутком падают убитые люди. Эта сцена поражает именно бессмысленностью смерти, ее заурядностью и обыденностью – и уже не важно, красные это или белые. Каждую секунду щелкают пули – и падают люди. Этот гигантский конвейер перемалывает всех - и бессмысленно искать виноватых: всех в этот момент жалко. В массовом кино есть известное противоречие: как рассказать о трагедии, о сложности мироустройства доступным языком – при этом не скатившись в примитивизацию. Авторы фильма умно и хитро решили эту проблему: зритель, далекий от русской истории, придет в кинотеатр «на актеров» (Хабенский, Безруков, Боярская), втайне надеясь получить нечто вроде продолжения «Иронии судьбы-2» - и получит в результате не «историю любви на фоне войны», как об этом трубит реклама – а кровавую и дикую историю собственной страны. Ради этого стоило городить огород. В конечном итоге этот фильм о том, что в России любой порядок лучше беспорядка. Адмирал Колчак - всего лишь воплощение этого порядка: он очень успешно движется по карьерной лестнице (в 41 год – самый молодой командующий флотом и самый успешный адмирал Первой мировой войны). И вдруг весь этот стройный порядок бытия – который не нарушает даже война с неприятелем – трещит по швам, бывшая империя разваливается в один день: в кабинет командующего Черноморским флотом входят небритые моряки с красными бантами и требуют сдать оружие. Как, почему, за что? Роль, исполненная Хабенским, еще будет обсуждаться в течение ближайших недель – однако главное достижение актера даже не в том, с каким мужеством его герой презирает смерть. И не в том, как ладно сидит на нем военная форма. А в том, как собственно его герой относится к народу – к своему народу, ставшему в одночасье чужим. В фильме нет этой показной «любви к народу» – и в этом есть известная честность создателей фильма. На этом не заостряется внимание, но внимательному глазу видно, как Колчак-Хабенский относится к «черни»: с изумительной холодностью, граничащей с призрением. И всякому становится понятно, почему этот благородный офицер впоследствии будет воевать с советской властью - причем зверство там будет примерно одинаковое с обеих сторон. Колчак, как это видно из фильма, воюет не с большевиками – он воюет именно с разрушителями какого бы то ни было, но порядка, в том числе и его бывшей собственной жизни, где можно было любить, воевать, и при этом оставаться благородным человеком. Он воюет не с большевиками – а с хамами, которые отменили культуру. В фильме все дышит благородством одних - и неблагородством других. Марья Васильевна Розанова, вдова Андрея Синявского, утверждала, что революция 1917 года была победой бескультурья над культурой – и в этом фильме есть отголосок этой идеи. Однако это противопоставление явлено не при помощи примитивных сериальных ужимок – грассирования, вскриков «Гаспада афффицеры!» и приставочек нуте-с – а именно выражением лиц, с которым люди в белых кителях упрямо выполняют свой долг: они уверены, что защищают не просто страну – а вековечный порядок и культуру, которые позволяют человеку все делать красиво, даже умирать. Это фильм о красивых людях и красивой стране, которую мы однажды потеряли. И всех жалко – нас самих, в первую очередь. Источник: Взгляд
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |