10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Гарри Поттер спасет мир от кризиса31 октября 2008, пятница, 16:50 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Философ и религиовед Ивар Максутов рассказал телеканалу Russia.ru об истинной сущности легендарного персонажа Супермена, который был взращен на пересечении философских и религиозных традиций, умещенных в исторический контекст тогдашней Америки. Образ Супермена, совмещающий черты ницшеанского сверхчеловека и еврейского бога и созданный в эпоху Великой депрессии, исчерпал себя и должен уступить место новому культурному герою вроде Гарри Поттера.Председатель Московского религиоведческого общества Ивар Максутов рассказал телеканалу Russia.ru о религиозных корнях легендарного героя комиксов Супермена, а также поделился версиями относительно кандидатуры его наместника. #{video1} Мировой финансовый кризис станет благодатной почвой для творческих единиц и породит новый мощный культурный тип, уверен Максутов. Эпоха Великой депрессии, которая пришлась 30-е годы ХХ века, подарила миру легендарного персонажа Супермена. В то время он был воспринят как герой-спаситель, среднее звено между богом и человеком. В годы волнений люди нуждались в таком герое, поэтому образ Супермена оставался востребованным и популярным еще многие десятилетия. Сложно было представить, что Супермен, такой многогранный тип, вмещающий в себя сразу несколько культурных пластов, в конце концов потеряет свою мощь и ему придется подыскивать замену. Своим рождением Супермен обязан двум еврейским друзьям Джерому Сигелу и Джо Шустеру, которые были иммигрантами второй волны. По словам Максутова, они, ощущая свою зажатость и замкнутость в Америке в той социальной нише, которая им была отведена, создали своеобразную икону американской культуры. Религиовед исследует все культурные и религиозные явления, соединившиеся в образе персонажа. «Этот образ несет на себе отпечаток религиозной культуры и своеобразного синтеза еврейской и христианской культуры. В Супермене, с одной стороны, отразились чаяния создателей о сверхчеловечестве, особом назначении еврейского народа». Имя вымышленного героя, безусловно, отсылает к ницшеанским идеям о сверхчеловеке. «Когда идея впервые была брошена в комикс, в американскую культуру, весьма закономерно, что в это же самое время, в 39 году, по другую сторону Атлантики набирает обороты иное восприятие ницшеанских идей о сверхчеловеке». Поэтому комикс о Супермене, появившийся в Америке, приобрел характер мифа. С мифом, по мнению специалиста, комикс сближает радикальное отсутствие автора. Образ Супермена претерпел значительные изменения после экранизации комикса, как это называет Максутов, «реинтерпретации образа». «В знаменитом кинофильме, – продолжает он, – Супермен потерял всякие яркие еврейские черты и стал восприниматься как некое перерождение образа Христа». Супермен вписывается в современную культуру благодаря своей «расколотости», утверждает Максутов, иными словами, той раздробленности, которая наблюдается между его «супер» и «меном», спасителем человечества и рядовым журналистом. «Ту же самую расколотость мы обнаруживаем в культуре модерна или традиционной христианской культуре с культурой постмодерна, которая приносит что-то новое». За всю историю комиксов с их неоднозначными героями неоднократно проводились попытки определить принадлежность их авторов и производителей к той или иной политической или религиозной позиции. Что касается Супермена, который исповедует культ силы, напоминает Максутов, велись дискуссии о его причастности к Республиканской или Демократической партии, его приверженности к той или иной религиозной традиции. Аналогичные исследования проводились и в отношении многих других комиксов, например «Люди Икс». В этой истории главным «подозреваемым» стал злодей Магнета, который находился в концлагере, и его пытались отнести либо к евреям, либо к цыганам. Все внимание было сосредоточено на тех эпизодах, которые могли подсказать ответы на вопросы. Максутов приводит пример, когда в «Бэтмене» пытались отыскать те самые аллюзии по изображениям крестов на его могиле. Серии со смертью Бэтмена до сих пор порождают споры и волнуют умы исследователей. По мнению религиоведа, тут гораздо больший интерес вызывают те архетипы, которые представляют комиксы. «В случае с Бэтменом или Спайдерменом их сверхчеловечество – явление уникальное, приобретенное определенным образом в силу жизненных или генетических причин. Но в случае с людьми Икс мы уже говорим о новой расе, новом поколении, о котором как раз говорил Ницше». В интервью Ивар Муксатов коснулся и сегодняшней ситуации, отметив, что в нынешних условиях мирового финансового кризиса вполне закономерно ожидать появления нового образа так называемого спасителя. В частности, на это место претендует юный маг из цикла романов Джоан Роулинг «Гарри Поттер». «Главное зло в «Гарри Поттере», против которого нас направляет Джоан Роулинг, – это именно раздробленность. Она показала пример страшной магии, магии разделения собственной души». Со всем этим приходится бороться как раз Гарри Поттеру. Источник: Взгляд
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |