10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Дмитрий Гутов: «Я игнорирую агрессивную реальность»30 ноября 2007, пятница, 10:03 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Разговаривали мы возле его инсталляции, представляющей собой каркасы сеточных «советских» заборов, где в металле были выполнены копии рукописей Карла Маркса, Бетховена и дзэнского мастера Сенгая. В своем произведении Гутов отразил мировую тенденцию сближения Востока и Запада. Как сказали бы в СССР: «Это пропаганда лучших образцов западной и восточной мысли». Очень по-гутовски!Объяснить, какую линию художник считает магистральной в своем творчестве – Дмитрий отказался, предложив заняться этим мне. Что ж попробую. Сфера Гутова – интеллектуальное пространство, эстетический анализ. Чтобы не изображал художник, все предметы на его холстах являются в мощном и резком свете интеллекта. Его полотна – это одноцветный фон (красный, бежевый, синий), где «всплывает» какой-нибудь объект (или изречение). Это бренды-символы 60-х или портреты гигантов мысли: Маркс, Ленин, Толстой. Фрейд в его галерее отсутствует, вероятно, в силу буржуазного происхождения, отвергаемого художником-марксистом. А жаль, ведь «венский обманщик» – это Маркс в области психики. У Дмитрия в картинах задействован весь фрейдистский набор: девушки в плейбойских позах и обезьяны. Однако, чтобы не изображал художник, хоть грейпфрут с чесноком, он дает их буквально двумя-тремя штрихами. Но весьма точными, в чем проявляется сила его таланта. Детство художника пришлось на 60-е, соответственно он впитал в себя светлую социалистическую эстетику тех лет. Идеалы: гуманизм, наука, студенчество. Торжество марксистко-ленинской идеологии в ее праздничной, оттепельной ипостаси. Маятник свободы качнулся влево: государство временно выпустило его из своих каменных дланей – в пользу трудящихся. Бытие, словно в гайдайской киноновелле о Шурике «Наваждение». Наваждениям свойственно проходить – уже в 70-х романтики поубавилось, поскольку держава «оправела» и марксистские принципы снова обрели твердость незыблемых канонов. Чем дальше, тем больше они входили в противоречие с «расцветом застоя», поскольку «мелкобуржуазные» собственнические интересы все более «разъедали» государство. Окончательно страна Советов сдалась буржуазным ценностям в конце 80-х, вплоть до своего окончательного распада в 1991. Гутов взял на вооружение чувство ностальгии (без сентиментальности) по советской романтике и принципы марксисткой этики, сформулированные искусствоведом и философом Михаилом Лифшицем(1905-1983). Тот остроумно клеймил и «консервную банку Уорхола», и «бесформенные кляксы, штрихи и таинственные запятые Джексона Полока и де Кунинга». В «безобразиях» поп-арта и американского абстрактного экспрессионизма он видел «происки капитала». Только он не объяснил в трактате «Кризис безобразия»: зачем «хорошо организованному бизнесу» обязательно навязывать безобразное, а не, допустим, прекрасное? Хотя ответ крылся даже в этимологии названия книги: слово «безобразие» значит – без образа, без Лика, без Божества. В представлении интеллектуала, человек – венец природы, ее вершина. Значит, аналитический взгляд возможен только вокруг оси или вниз, к инстинктам (Маркс, Фрейд). И здесь надо сделать различие между просветлением и просвещением. Просветление – духовное знание о Небе. Просвещение – знания, полученные в результате научного образования. Первое достается путем духовных поисков, прозрений, второе – открытиями интеллекта, логики. Но интеллект, опираясь исключительно на логику, зачастую оказывается в западне. Так было с Гутовым на знаменитой выставке «Верю» Олега Кулика. Марксист Гутов сделал увеличенные стопы «Мертвого Христа» (1506) Андреа Монтеньи, желая, вероятно, произвести антирелигиозное впечатление их натуралистическим видом. Ожидалась реакция как у Достоевского в Базеле на полотно «Мертвый Христос» (1521) Гольбейна-младшего: «От нее вера скорее может пропасть». Однако случился обратный эффект. Эти огромные стопы с ранами от гвоздей вызывали у посетителей легкий трепет. Как отметили многие критики, в сравнении со «Стопами», другие произведения выглядели убого. И символический ряд выстраивался любопытный: вся выставка «Верю» – под пятой мертвого Христа. Дескать, воскрешение искусства – впереди. У Гутова, ведомого интеллектом, последнее слово всегда остается за интуицией. И в этом он – истинный художник. В высказываниях интеллектуала-Экклезиаста – отрицание смысла жизни перед всесильностью времени тоже противоречит самой идее религии. Но зачем-то они есть в Библии? Да и его имя время пощадило. Может в этом царе та же сила: обратного эффекта? - Вы сделали работу на стыке Востока и Запада? - Я бы не стал рассуждать такими космическими категориями. Я не вижу разницы между Бетховеном, Марксом и китайской каллиграфией. - Тогда можно было сделать одинаковые вещи, а подписать разными фамилиями. - Не до такой степени. Есть легкие девиации (отклонения). - Многометровые «Времена года» Дубосарского и Виноградова с кучей процитированных персонажей показали, что постмодернизм исчерпан. Что дальше? - Вы от меня ждете интеллектуального ответа? К художнику бесполезно обращаться с этими вопросами. Эти вопросы к критикам, искусствоведам. - Хорошо, переиначим вопрос: есть что-то вам близкое у других художников? Кто вам любопытен сегодня? - Оля Чернышева. Она делала фото с советскими старыми заборами. Мне близко ее настроение: спокойное всматривание в обыденную жизнь. - Чернышева человечна в своем творчестве. А здесь процентов семьдесят античеловечно – агрессивный рекламно-коммерческий мессидж. - Да, но что от меня требуется? - Вы как-то боретесь с этим на своем художественном уровне? - Я не настолько безумен, чтобы бороться с реальностью. Я ее игнорирую. - А она вас? - Это происходит к взаимному удовольствию. - Есть некая агрессивная реальность, а Гутов ее этим «Забором» отделяет от себя? - Теоретически, можно представить как угодно. - Вы сказали, что все эти, такие разные гении, говорят об одном и том же. О чем? - Меня интересует экстатическое состояние. Когда эмоционально-интеллектуальный настрой настолько зашкаливает, что движение руки приобретает особый характер, словно кистью художника что-то водит. - Что-то или кто-то? Высшие силы? - Я не оперирую такими терминами. Но в смысле передачи экстатического состояния рукописи Маркса, Бетховена или Сэнгея – похожи. - Так вы построили «экстатический забор»? - Можно сказать и так. - Случайный человек, забредший на площадку, огороженную таким забором, может впасть в состояние экстаза? - От обычного просмотра, так же трудно впасть в экстатическое состояние, как сочинять гениальную музыку. Мало кто на это способен. - И все же есть методы? - Один из них – психотехника, которая описана во всевозможных монашеских практиках. - В восточных? - Не только. Что касается православия, это – исихазм – главное наше духовное движение XIV-XV веков. Молитва, концентрация, работа с дыханием. - Ваше творение – подсобный предмет для медитации? - Я бы не сказал. Для медитации человек может использовать все что угодно: камень, ветку, гору. - Какой у вас был критерий, чтобы сказать: работа готова? - Нужно было, чтобы это было похоже на забор, который я видел – такой хороший, старый, советский. - Давно вы его видели? - Я регулярно хожу смотреть заборы. Это у меня такая практика. - Вы считаете, что в этом ностальгическом заборе есть какой-то посыл из советской поры? - Что значит посыл? Там есть – в рисунке его структуры – некая составляющая, в которой можно, к примеру, разглядеть пейзаж. - Но сам забор ассоциируется больше с чем-то безобразным. - У кого – как. - Зоны отделялись заборами, всякие закрытые территории. - Вы подходите к нему – литературно, а я – визуально. Для меня это живописно-графический объект. - Согласен: можно воспринимать его только как эстетическую единицу. Но есть и психологический момент: находиться в окружении забора, или наоборот – он куда-то не пускает. Вы «внутри», или «снаружи»? - Это вне моих размышлений. Иду – вижу забор. Мне понравилось как он сплетен, как проржавело железо. То, что можно представить вокруг произведения – не моя область. - Вопрос из вашей области – современного искусства: на что премия Кандинского может повлиять? Вырастет ли интерес к российскому СИ в мире? - Мир – слишком большая штука. А для России, конечно, это важнейшее событие. - Дмитрий Врубель мечтает, чтобы были столкновения одной художественной группы с другой, дабы в обществе поднималось побольше шума. А вообще влияют ли своим творчеством художники друг на друга? - Естественно, драка привлекает внимание. Но если серьезно, то, здесь, в основном, представлены зрелые мастера, их манеры давно сформированы и на них никто уже не может повлиять. - Значит, забронзовев, они внутренне перестали развиваться? - Может быть. - А вы себя относите к сформированным или развивающимся? - Я уже двадцать лет не меняюсь. И не вижу в этом нужды. - Однако вы работаете почти во всех жанрах: живопись, инсталляция, видео-арт. Какая основная идея проходит через все ваши творения? - Ребята, мне не платят, чтобы я ее определял. Вот вы и сформулируйте. - У вас в картинах предметы то ли появляются, то ли исчезают – в свете интеллекта. Но все – призрачно. Это же ощущение от тонкой сетки забора. У вас позиция Экклезиаста: все суета? - Да! Мне он очень близок! - Вот видите, мы определили, кто двигает вашей кистью? - Согласен. Здесь что-то есть. Источник:
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |