![]() | ![]() ![]() ![]() |
![]() | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ | ![]() |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Дембельский аккорд18 сентября 2008, четверг, 14:57 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены. Ничто в подлунном мире не вечно. Вот и закончился мой срок сотрудничества с интернет-газетой ВЗГЛЯД. До свидания, любезный читатель. Мы еще встретимся с тобой – где-нибудь, но уже не здесь. Погляди-ка, солнышко лесное, на мой дембельский аккорд, на мой обзор прозы седьмых номеров «Октября» с «Новым миром» и восьмого номера «Знамени».Авторы как будто бы подгадали к моему дембелю: едва ли не все лучшие публикации – об армии. Парад (от 12 до 9 баллов) 12. Владимир Маканин. Асан. Роман. Окончание следует // Знамя. № 8. 2008. Первая чеченская кампания. Майор Александр Жилин, ушлый и умный начальник склада. Тот еще мазурик, король бензина и дизтоплива, владыка караванов с горючкой (хотя норму знает, оружием не торгует принципиально) – однако и воевать умеет (в Чечне, чай, служит). Паутина деловых (воровских) расчетов и кровных счетов: начальники, сослуживцы, новобранцы, дезертиры, полевые командиры, старейшины. И над всей этой суетой нависает беспощадно-двуликий Случай (бог войны, Асан: он хочет крови, он хочет денег). Я еще не знаю, чем закончится новый роман Владимира Маканина. Но мне ясно одно: это – ключевое произведение нынешнего десятилетия (подобно тому, как «Андеграунд, или Герой нашего времени» того же Маканина стал главным текстом десятилетия предыдущего). Одно нехорошо: Маканин – писатель крайне рациональный (как шахматист). И его главный герой – рационален донельзя. Может быть, даже чересчур рационален – для войны. 11. Александр Карасев. Дорога в облака. Рассказы // Октябрь. № 7. 2008. Цикл миниатюр, объединенных темой армейской службы (разной – мнимой, вожделенной, неудачной, грядущей). Карасев умеет писать лаконично. Почти по-хемингуэевски. Я думал, что этот навык современными российскими литераторами утрачен безнадежно. Рад, что ошибся. Особенно хорош последний рассказ из подборки (о призывнике). 10. Аркадий Бабченко. Дизелятник. Повесть // Новый мир. № 7. 2008. Опять об армии. И опять о первой чеченской войне (вскользь). Но в отличие от Маканина (и в отличие от Карасева тоже) – совсем не «художественное произведение». Развернутый автобиографический очерк о том, как автор, служа срочную, из-за тяжелой болезни на десять суток опоздал в строй и едва не попал в дисбат после этого. Летопись преддисбатной части («дизелятника») – от и до… Бабченко наконец-то научился не сгущать армейские ужасы, писать о том, как есть. И от этого «как есть» – шок, озноб гневного отвращения. В какой стране все мы живем! В больной стране, где никто никого не уважает! 9. Олеся Николаева. Тутти. Повесть // Новый мир. № 7. 2008. Еще один non-fiction, на этот раз – из штатской жизни (но вот вопрос: можно ли назвать описанную в повести Николаевой церковную и околоцерковную жизнь «штатской»? Ведь каждый христианин ежеминутно вершит незримую духовную брань). Архиерей подарил писательнице щенка. Все (и даритель, и получательница дара) полагали, что вырастет огромный пес, однако вышла ошибка: щенок оказался не той породы. Как теперь быть с милой собачкой Тутти? За ней надо ухаживать, однако и без того всевозможных дел полно. А может быть, Тутти – Божье испытание?.. Трогательный и тонкий текст Олеси Николаевой проникнут юмором, притом английским, уютно-домашним, облачно-летучим (диккенсовско-даррелловским). Что радует: не все же православию быть суровым. Воинские будни (от 8 до 5 баллов) 8. Юрий Петкевич. Крик. Рассказ // Октябрь. № 7. 2008. Я не поклонник манеры Юрия Петкевича (не связанные между собой бытовые подробности наворачиваются как в песне акына: вот старуха прошла, вот мотоцикл проехал, вот брательник водку принес). На сей раз, кажется, у Петкевича получилось… 7. Владимир Шпаков. Маятник Фуко. Рассказ // Знамя. № 8. 2008. Моментальный снимок середины 90-х годов. Трагифарс гибнущего сословия. Все так узнаваемо: малахольные экс-советские интеллигенты залезают в бандитские долги (дабы «поставить гениальный спектакль»), попадают на счетчик, шабашат в бригадах ремонтников-халтурщиков и валом валят на лекцию заезжего Умберто Эко. 6. Роман Сенчин. Сорокет. Рассказ // Новый мир. № 7. 2008. Сорокалетний мужик переживает кризис среднего возраста и изживает его через внезапный публичный скандал. Это в прозе Сенчина уже было. И не раз. К сожалению, у Романа Сенчина появились собственные (авторские) штампы. 5. Александр Жолковский. Гипсовая десничка, или Не всякая пословица при всяком молвится. Филологический случай // Новый мир. № 7. 2008. Стилизованный анекдот Жолковского о чете пушкинистов и юном американском слависте, едва не выдавшем мужу-пушкинисту свою греховную связь с супругой-пушкинисткой – образчик салонного юмора, пустого, не смешного и даже нисколько не занимательного (зато донельзя изящного). Нестроевая рота (от 4 баллов до 1 балла) 4. Анатолий Найман. Все мало. Из цикла рассказов // Октябрь. № 7. 2008. Советские времена. Некто Марк Гагауз, эрудит и донжуан, в числе прочих обхаживает Катю, а у Кати – муж Адриан, парень со странностями. Адриан пишет антисоветский трактат. Этот трактат каким-то образом оказывается у Гагауза. Гагауза сажают. Чи Адриан посадил его, чи нет… Что еще делать Найману, как не пробавляться тухлыми донжуански-адрианскими сплетнями, раз уж «Октябрь» предоставил ему столько места. И снова название публикации Наймана – более чем символично. Все нашим литзвездам мало, скоро по второму кругу начнут свои опусы публиковать в журналах. 3. Наталья Рубанова. Прошлый век. Рассказ // Знамя. № 8. 2008. Новелла «под Набокова», стильно-утонченно-высококультурная дальше некуда, о престарелой преподавательнице музыки. Начинается так: «Смахнув пыль с астролябии, Аделаида Вигдоровна…» Это не пародия. 2. Ильдар Абузяров. ХУШ. Недельный роман. Окончание // Октябрь. № 7. 2008. Исламский терроризм – проблема болезненная и очень серьезная. И писать о ней необходимо – писать трудно, мучительно, негламурно. Но если очень хочется, можно подать исламских террористов как котяток – в бантиках и розочках. Для этого надо показать их не расчетливыми взрослыми скотами и обманутыми тупо-невежественными парнями (коими они являются на деле), а «мальчиками» (одинокими, красивыми, сладкими). Затем следует смастрячить слезливо-сиропный любовный треугольник, главную водительницу террористов превратить в таинственную леди-вамп, «ночную бабочку». И гламурных метафор чтоб было побольше – цветочков, мотылечков… Невыносимее всего то, что Абузяров еще и рисуется на фоне терроризма – в писательской позе: «Ах, я создал своих героев; ах, я в ответе за них; за мной скоро придет ОМОН…» В романе Достоевского «Бесы» был третьестепенный персонаж Кармазинов, тоже писатель. «ХУШ» – это «Бесы», написанные Кармазиновым. 1. Вячеслав Пьецух. Литературоведение против часовой стрелки // Октябрь. № 7. 2008. За что бы ни брался Пьецух – за историософские размышления, детективы, романы в письмах, воспоминания, путевые очерки, сказки, дневники, – в итоге у него выходит все то же: монотонные эстрадные монологи с хлопотами о «высокой духовности». На сей раз Пьецух решил опробовать себя в филологии… Уже привычно глотаешь и пошлость, и развязность (что делать, если они неотделимы от Пьецуха?). Но доходишь до пассажа о «неверных грамматических формах» у Пушкина – и цепенеешь от ужаса: оказывается, Пьецух (вдобавок ко всему) элементарно некомпетентен в вопросах, о которых берется судить (такое с записными радетелями духовности бывает часто, но профанов-моралистов вообще-то не принято печатать в литжурналах). И окончательно добивает пьецуховское высказывание о том, что «до Пушкина в России не было прозы». Положим, Нарежного с Эминым Пьецух знать не обязан. Но бедную Лизу он обидел почто? Источник: Взгляд
|
![]() | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ | ![]() |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | ![]() | ![]() | ![]() | |
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | ![]() | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! | ![]() |
