10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Безусловные шедевры11 июля 2008, пятница, 10:15 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Создается впечатление, что Питер решил всерьез занялся просвещением Москвы, чтобы поднять ее с широких купеческих колен – к духовности. Русский музей привез в столицу свой the best и дополнительно – редкие полотна из зарубежных частных коллекций.В рамках программы «Золотая карта России» Челябинский Музей искусств привез в столицу экспозицию «Русская живопись XVIII – первой трети XX века». Основу привезенной коллекции составляет живопись главного козыря небольшого уральского собрания – картины странного советского авангардиста Николая Русакова (1888-1941). Русаков считается одним из зачинателей художественной школы на Южном Урале и создателей Челябинского Союза художников, самым ярким художником челябинской школы в первой половине ХХ века. Соученики В 1915 году, вдохновленный судьбой Гогена, он отправился в морское путешествие вдоль берегов Индостана. На выставке представлены два десятка «восточных» работ мастера, выполненных в манере экспрессионизма. Судьба Русакова трагична – в начале войны на него был написан донос и художника расстреляли за «пораженческие настроения». Особый интерес на выставке представляет портрет Русакова (1912), выполненный Александром Родченко (1891-1956). Будущий главный конструктивист Советского Союза учился с Русаковым в Казанской художественной школе. Русаковское лицо «собрано» из экспрессивных красно-желто-зеленых полос и напоминает по технике один из автопортретов Малевича того же периода. Два советских демиурга, Малевич и Русаков, шли сходными путями. И оба выпали из обоймы социалистического реализма. Их художественными наработками воспользовались исключительно в идеологических целях. Козыри супрематизма Новый комплекс «Царицыно» конструктивными решениями напоминает Лувр (стеклянная ультрасовременная постройка-вход, через подземные коммуникации которой можно попасть в разные корпуса Дворцового комплекса) и, соответственно, первые «гастрольные» экспозиции – экстракласса. Экспозиция «Время собирать…» – это редкие работы из собраний коллекционеров Европы и США, показанные в Русском музее и, напоследок, продемонстрированные здесь. К примеру, полотно «Адам и Ева» Малевича (1908). Казимир Северинович так «заактуализировался» в свое время, что делал вещи не только в стиле импрессионизма и кубизма (что известно), а, оказывается, успел и под модерн Климта «закосить». Не теряя, конечно, самобытности. Его «Адам и Ева» гораздо боле мистичны, по сравнению с произведениями австрийского гения. Первые люди, сотворенных Господом, сиротливо стоят на крошечной планете Земля (по бокам от них коленопреклонные ангелы), усеянной «климтовской» галькой, а вокруг «бездна звезд полна». Российские художники-демиурги, изобретая собственные вселенные, предпочитали «начинать сначала»: свои адамы и евы есть и у Гончаровой с Ларионовым, и у Филонова с Шагалом. Еще из частных коллекций впечатляет «Мадонна с младенцем» Петрова-Водкина(1924-1925): она – само изящество и нежность. Обычно мадонны Кузьмы Сергеевича расположены на фоне зеленых холмов или революционного Питера, а здесь – напротив Собора Парижской богоматери: художник жил тогда в столице Франции. Что касается, выставки «ХХ век в Русском музее» – это лучшее, чем располагает знаменитый питерский музей. Практически, весь программный Малевич и Филонов. Кое-что яркое из Врубеля, Куинджи и Репина. Впечатление – грандиозное. Непосредственно глядя на обширное наследие того же Казимира Севериновича, можно открыть для себя что-нибудь любопытное. Например, что в его легендарной «Красной коннице»(1928-1932) сама конница не такая уж по-муравьиному мелкая (бытует мнение, что автор дорисовал ее к своей супрематической работе из идеологических соображений), учитывая внушительный размер картины (91х140). И вряд ли можно сомневаться в агрессивной, все сметающей на своем пути, силе красных всадников. Что касается желания Малевича «одеть» весь мир в супрематизм (локальные цвета, геометрически простые формы) ясно, что примерно бы получилось из этой затеи по его знаменитым «Спортсменам»(1928). Их разноцветные фигуры вызывают ассоциации с игральными картами. Да и вообще – весь супрематизм. Те же цвета: красный-черный-белый. Те же знаки: крест, квадрат, «сердечки» пик и червей – половинки круга. Символика карт корнями уходит в древнюю эзотерику (например, в полной колоде – 52 карты, по числу недель в году). Малевич пришел к той же фундаментальной символике через авангардную живопись. А после беспредметного пространства (карты до «десятки», и «космические» тузы) опять добрался до образности «дам» и «королей». Только в его случае – рабоче-крестьянских кровей. Пафосная «Работница» (1933) облачена в красно-черном супрематическое одеяние. Но и эта «бубновая» пролетарская дама возможно скоро попадет в отбой, как и сам создатель супрематизма. Ведь к середине тридцатых его собственная масть для крупных идеологических игроков СССР (и для Хозяина колоды) перестала быть козырной. Два полюса Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре. Новгород. Начало XVIIЭкспозиция «Православная икона России, Украины, Беларуси» интересна в первую очередь с познавательной точки зрения. По этим старым работам видно, что в священных образах периферийным художникам больше удавалось воплотить этнические особенности своих областей, чем достичь высоких эстетических образцов. В мастерстве они значительно уступают таким признанным мастерам иконописи как Феофан Грек, Дионисий и, конечно, Андрей Рублев. Из всех работ отличается оригинальным, хотя несколько прямолинейным сюжетным решением безымянная икона XIX века «Христос – Виноградная лоза» (Национальный Киево-Печерский заповедник). Виноградная лоза выходит непосредственно из раны Иисуса. Она выгибается полукругом, а из последних кистей винограда сок капает в Чашу, где получается вино. Эта работа иллюстрирует представление о таинстве причастия или евхаристии (греч. «благодарение»), где вино символизирует кровь Христа. После этой выставки хочется в Третьяковке освежить в памяти совершенные рублевские творения. Еще раз увидеть трехметрового «Спаса в Силах»(1408), где Христос в торжественных пурпурных одеждах глядит на вас огромными, внимательными глазами, в которых, кажется, воплощены все милосердие и мудрость мира. Недалеко находится и Его антипод – «Демон» Врубеля, с темными очами, в которых магически светятся желтые зрачки. Вся русская живопись держится между этими двумя полюсами: Рублевым и Врубелем, божественным и демоническим. Сдается, что и фамилии этих двух гениев неспроста «отражаются» друг в друге. Короче, временные экспозиции в Третьяковке – всегда повод проведать и постоянные, особенно после не слишком давней реконструкции галереи, когда шедевры русской живописи стали смотреться еще более выигрышно. Источник: Взгляд
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |