ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете

Белоручка

19 августа 2008, вторник, 21:41 – БРЯНСК.RU   |   Комментарии: 0   |  Версия для печати
В книжке «У любви четыре руки», если не считать коротенького предисловия, всего сто пятьдесят пять страниц. Семьдесят пять из них принадлежат Лиде Юсуповой , восемьдесят – Маргарите Меклиной. Об этих восьмидесяти страницах в основном и пойдет речь.

Легкость чтения обманчива. Не стоит стараться прочитать книгу за пару часов. В эту прозу надо вчитываться долго, по несколько минут не расставаясь с небольшим абзацем, или даже предложением. Вникать не столько в смысл (это же не философский трактат!), сколько в музыку слов. Перед нами, собственно говоря, не совсем проза:
«Наши просьбы – следы на песке. Каждый накладывает на молитву свой след. Души сожженных и заживо сброшенных в ров прорастут сквозь дерн времен и превратятся в деревья из букв. Буквы тянут руки из могилы, из молитвы к живущим. Сокращая сказанные нашими предками слова, мы укорачиваем со словами их души. Проговаривая прегрешения, мы их осязаем во рту. Осознаем НА языке. Заносимые в вотчину Ворда, они трепещут у нас на кончиках пальцев».
Но это не сборник стихотворений в прозе. Собственно проза, кажется, местами автобиографическая (или псевдоавтобиографическая?) плавно переходит в белые стихи, чтобы через некоторое время снова вернуться в свое старое, обозначенное еще первыми страницами, русло. Так построена «Голубая Гвинея», которую лишь условно можно назвать «повестью». На самом же деле ни к одному из классических жанров ее отнести нельзя.
Маргарита Меклина, впрочем, этим не довольствуется, ставя перед собой все новые задачи, все выше поднимает планку, не оглядываясь ни на критиков, ни на читателя:
«Мне хочется взять ноты – и переписать их словами. Не описать свое впечатление от музыки, а именно просто переписать музыкальное произведение - но не музыкальными, а словесными средствами. Хочется синтезировать. У Кандинского есть такая вещь – «Желтый звук» - там светомузыка, пластика, текст. Или взять учебник по физике (одно время я очень интересовалась черными дырами) – и превратить его в текст о любви. Там в общем-то совсем немногое нужно изменить, может быть, пару слов – и произойдет превращенье».
«Четыре руки» – крохотный текст, неполных четыре страницы, но в нем соединены, – держитесь, – проза, драматургия, музыка и даже кинематограф.
Все, кажется, отстали последние читатели, от критиков же слышится убийственное слово «графомания». Теперь пора остановиться и перевести дух.
Маргарита Меклина пока что остается автором элитарным, уверен, пересчитать ее постоянных читателей несложно. Кружок гурманов, любителей изысканной духовной пищи, сложной, вычурной прозы.
Эксперимент, а почти все произведения Меклиной экспериментальны, подчас выглядит странно, даже неказисто. В глазах поклонника Перова и Крамского Малевич и Матисс – маляры-неумехи, мазилы, не более. И Кандинский, и Филонов, и Лентулов с Гончаровой. Не умели рисовать, потому и умничали. Илья Глазунов до сих пор любит задавать поклонникам авангарда вопрос:
«Нарисуете черный квадрат? Нет? Ну конечно, нарисуете, ничуть не хуже!»
Спорить с таким любителем искусства можно и нужно. Есть простой способ. Я, например, поверил, что Филонов великий художник, когда увидел его юношескую реалистическую работу.
Оказалось, Филонов владел техникой живописи не хуже передвижников, но иначе видел мир, искал новые формы, а потому предпочел авангард устаревшей к тому времени жанровой живописи.
Этот же метод применим и в литературе. Сколько раз писатель, прежде чем решиться на эксперимент, создавал, употребляя терминологию средневекового цеха, «мастер-штук», то есть изделие, неопровержимо свидетельствующее: его автор – достоин быть принятым в мастера. Джойс прежде «Улисса» написал «Дублинцев».
Так вот, свой «мастер-штук» может предъявить и Маргарита Меклина. «Техникой письма» она владеет отлично. Почитайте хотя бы ее повесть «Образ отца» в апрельском номере «Урала». Первоклассная психологическая проза.
Но Меклиной, очевидно, не интересно писать «как все».
Поиск новых форм – занятие неблагодарное. Писать, не оглядываясь на читателя, тоже. Маргариту Меклину не без основания сравнивают с Юлией Кокошко. Обе, кстати, получили премию Андрея Белого, одна в 2003-м, другая еще в далеком 1997-м.
Юлию Кокошко я считаю писателем уникальным, непостижимым и, быть может, гениальным. Но ее слава не распространяется за рамки самого узкого круга литературных гурманов, даже книжка в 500 экземпляров расходится долго.
Тем не менее, положение Кокошко в определенном смысле более выигрышное, чем у Меклиной. Юлия Кокошко – идеальное воплощение писателя-анахорета, она работает лаборантом на кафедре провинциального вуза, стоически переносит равнодушие издателей и редакторов, невнимание критики.
Но сам образ ее вызывает уважение и у последнего скептика. Даже самые кондовые коллеги из Союза писателей, не признавая и не читая ее «Воскресный четверг» или «Хвастовство от господина Собаки», с уважением называют имя Юлии Кокошко.
Маргарите Меклиной хуже, ей могут поставить в вину даже место жительства. Увы. В предисловии она неосторожно коснулась своей эмиграции в Америку, страну, «где даже на зарплату дворника можно было прилично прожить».
Боюсь, многих читателей уже эта фраза настроит против автора. Как будто наше русскоязычное литературное пространство едино года с 1991-го.
В столичных издательствах и в толстых журналах печатаются жители Мюнхена и Хайфы, Иерусалима и Парижа. Но все не так просто.

Неприязнь к эмигрантам не проходит. Самого Солженицына долго упрекали за двадцать лет даже не эмиграции – изгнания. Над потомками русских эмигрантов первой и второй волн у нас посмеиваются, уехавших в девяностые просто не любят.
Только и слышишь: вот у себя в Америке (варианты: в Израиле, в Германии и т.д.) и печатались бы! Автор из Сан-Франциско – не приговор, но и не самая лучшая рекомендация.
Жизнь за рубежом ставит между писателем и читателем и другие преграды. Российский читатель живет в одном времени, а Меклина – в другом.
Меклина в одном из интервью констатировала: постмодернизм в Россию так и не пришел.
Действительно, яркие, талантливые постмодернисты есть, но вот сама ситуация постмодерна для России, кажется, не характерна. Россия живет в другую историческую эпоху, ее ритмы ближе к западным, чем, скажем, ритмы Ирана или Китая, но все-таки они другие.
Поэтому так спешно и с такой радостью «похоронили» русский постмодернизм Владимир Новиков и Павел Басинский , Евгений Ермолин и Сергей Шаргунов. Осенний цветок не распустится в июне.
Маргарита Меклина не только живет в другой стране, она дышит воздухом другой эпохи. Меклина это сознает: «Российский потребитель культуры ищет «как надо», ищет правды, а не заумства или красоты, и не в многоголосии, а в каком-то одном голосе».
Прогресс в искусстве – явление относительное. Новее – не значит лучше. Но мы и в самом деле живем в разных временных поясах, отсюда и непонимание. Что написал бы Белинский, прочти он, скажем, «Школу для дураков» или «Москву-Петушки»? Малер и Шостакович подчас непереносимы для любителя Чайковского и Верди. Если бы Стасов услышал «Катерину Измайлову», он написал бы разгромную рецензию: «Сумбур вместо музыки!»
Но Меклина сама не идет читателю навстречу. Она своеобразный анти-Маканин. Владимир Маканин дальновиден, прагматичен, а главное – чуток к малейшим «колебаниям почвы», примечает самые легкие, почти прозрачные облака, угадывая приближение грозового фронта. Меклиной на эти колебания наплевать, актуальность и социальность для нее не важны.
Более того, сам сборник «У любви четыре руки» составлен так, чтобы отбить у «непосвященного» всякий интерес к творчеству и Меклиной, и Юсуповой.
Книга вышла в издательстве «Квир», последние страницы отданы под рекламу секса по телефону для геев и лесбиянок. Сама книга полна гомосексуальных, лесбийских, бисексуальных мотивов. Не берусь судить, будет ли все это способствовать успеху у «квир-аудитории» (есть, оказывается, и такой термин), но меня все эти розово-голубые фантазии отталкивают.
Тяжким камнем Лида Юсупова тянет Маргариту Меклину на дно. Нет, она вовсе не графоманка. Но гомосексуально-лесбийская окраска, ненавязчивая, не нарушающая приличий у Меклиной, в текстах Лиды Юсуповой выглядит отвратно.
Ее проза безвкусна и манерна. Интерес к розово-голубой тематике у Юсуповой столь велик, что она, кажется, не способна остановиться и перечитать написанное.


Чего стоит одно название: «Суд, или ее женское тело было центром моей души». Скажете, дальше некуда? Нет, ошибаетесь. Как вам такое: «Чудеса с православными. Свидетельство третье». Это знаете, о чем? О чете лесбиянок в блокадном Ленинграде! Причем тут «православные»? О вероисповедании героинь не сказано ни слова. Кстати, ни «первого», ни «второго» свидетельств читатель в книге не найдет. Куда они подевались?

Гомосексуальная тематика появилась в нашей литературе давно, достаточно вспомнить имена Михаила Кузьмина и Лидии Зиновьевой-Аннибал. Гомосексуальные коннотации же при желании можно найти у Пушкина, Достоевского и, разумеется, у Марины Цветаевой.

Но и в наши дни, несмотря на все усилия Дмитрия Кузьмина, Ярослава Могутина и К, гомосексуальная литература сохраняется лишь ad marginem, на краях. Не только массового читателя, но и многих подписчиков толстых журналов розово-голубая экзотика отпугивает.

Впрочем, книга ведь не только «про это». Если читатель не испугается издательства «Квир», не станет вчитываться в предисловие, а сразу откроет хотя бы «Голубую Гвинею», то он найдет там не «розовую клубничку», а странную, непривычную, но все же настоящую и даже изысканную литературу.

БРЯНСК.RU

Источник: Взгляд


  Комментарии: 0   Версия для печати  Подписаться на новости  На главную


В РОССИИ И МИРЕ: ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Ещё →  
9-12-2021, 11:51
Тотализаторы: что это такое и чем они отличаются от обычных ставок?

Первая ассоциация со словом «тотализатор» у многих — это скачки, которые были так популярны в середине  XX века в США..»

13-9-2021, 13:35
Играть в бесплатные игровые автоматы в онлайн-клубе Вулкан

Особенности запуска автоматов в режиме демо. Переходите на официальный сайт казино Вулкан, чтобы поиграть в онлайн-слоты бесплатно без ограничений по времени...»

25-5-2021, 16:42
Стоит ли посещать офтальмолога при замене очков?

Во Франции с 2016 года можно заменить очки и без рецепта офтальмолога. Если в оптике вы представите последний полученный рецепт на очки, вам без проблем подберут новые..»

27-2-2017, 01:11
Поиграть в казино Вулкан

Фанаты онлайн гэмблинга всегда могут наведаться в казино Вулкан, чтобы зарядиться порцией адреналина..»

24-2-2017, 16:35
Успешные игроки предпочитают игровые автоматы Вулкан

Зарабатывать на игровых автоматах и слотах возможно не только полагаясь на удачу, но и прилагая усилия, в особенности, если использовать специальные стратегии..»

20-2-2017, 10:18
Новое казино Супер Слотс поможет воплотить ваши мечты в реальность

Виртуальное казино любого типа – это отличная площадка для того чтобы заработать если не состояние, то как минимум - хорошие деньги..»

18-9-2016, 13:56
В Туле за неуставные взаимоотношения осуждены военнослужащие

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора военнослужащим войсковой части 6570 г. Тула рядовым Батыру Цороеву, Алану Абаеву, Алаутдину Агаеву..»

18-8-2016, 09:43
В Туле за истязание и неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего осужден бывший военнослужащий

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора бывшему военнослужащему..»

15-6-2016, 11:45
В Туле за мошенничество осужден офицер-десантник

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора военнослужащему войсковой части 54392, дислоцированной в г. Тула, гвардии старшему лейтенанту Абызову Игорю Александровичу..»

9-5-2016, 11:23
Поддержка работоспособности мотоблока Нева не вызовет затруднений

Запчасти на мотоблок Нева позволяют восстановить работоспособность этой сельскохозяйственной техники..»

На "Армате" нажали не ту кнопкуНа "Армате" нажали не ту кнопку

Вице-премьер рассказал, что сильно волновался, когда наблюдал за парадом Победы на Красной площади..

ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
комментариев - 1, 15-1-2017
Два тунеядца напали на пенсионера в подъезде его дома
комментариев - 2, 8-11-2016
В Брянской области катастрофически не хватает рабочих рук
комментариев - 1, 20-7-2016
Автоинспекторы просят брянцев жаловаться на плохие дороги
комментариев - 19, 23-11-2015
Не забудем! Не простим!
комментариев - 1, 18-9-2015
Главой Стародубского района избран Владимир Ковалев
комментариев - 1, 24-8-2015
На ярмарках выходного дня брянцы расхватали картофель
комментариев - 1, 23-8-2015
Брянская красавица и ее жених предстали перед судом
комментариев - 1, 19-8-2015
Брянские любители роскошных авто заплатят 17 миллионов рублей
комментариев - 8, 18-8-2015
На выборах губернатора Брянской области победил Богомаз
комментариев - 3, 12-8-2015
В Советском районе Брянска запланирован ремонт дворов
комментариев - 4, 12-8-2015
Сражаться за губернаторское кресло продолжат три кандидата
комментариев - 2, 11-8-2015
Роскомнадзор начал охоту на мат в СМИ
комментариев - 1, 26-7-2015
Денину предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями
РЕКЛАМА

Контекстная реклама

ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU:
Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru
Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru
Архивы за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг.
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU
При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна
Материалы газеты могут содержать информацию 18+
Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь
с Правилами cайта (договор-оферта).
Если вы не согласны с Правилами,
немедленно покиньте сайт!