10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Алексей Каллима: «Огонь внутри меня….»30 апреля 2008, среда, 14:46 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Художник Алексей Каллима разрабатывает наиболее болезненную для российского общества тему – чеченскую. Он сам является беженцем из Грозного. И хоть с 1994 года не находится в зоне боевых действий – война постоянно присутствует в его творчестве. Галерея Гельмана готовит к открытию выставку работ художника «Безымянная высота». От войны до футбола Фирменный стиль Каллимы: чеченцы в адидасовских костюмах и рибокских шапочках. То эти бородатые парни на поле боя, то на футбольном. Вершиной в символическом изображении противостояния русских и чеченцев была фреска Каллимы, подготовленная к Первой Московской бьеннале: схватка боевика и федерала была там показана в виде серпа и молота. Кстати, молот сам по себе, напоминает христианский крест, а серп – исламский полумесяц. Когда-то они мирно уживались на советском гербе. Художник продемонстрировал, что после развала СССР, снова возник конфликт, имеющим под собой двухсотлетнюю историю. Однако мирное существование этих народов и конфессий в России вроде бы опять установилось (тьфу, тьфу, тьфу), что очень важно для этой территории: пограничной между Западом и Востоком. Уже не раз писали о сходстве фамилии художника с названием бабочки – каллимы. Но любопытно другое: у каллимы-бабочки – верхняя часть крыльев – красно-черная, а нижняя – небесно-синяя. Между этими цветовыми тонами и колеблется творчество Каллимы-художника. Красно-черные цвета войны, сменились синими – мира, противоборство стало не военным, а спортивным. За виртуальный футбольный матч на картине «Челси-Терек» в 2005 году художник получил премию «Инновация». Далее он все больше шел в сторону радужных абстракций, словно погружаясь в область грез. Хотя и не отрывался далеко от земли, придавая, сходство красным мондриановских крестикам с – медицинскими («Твоя кровь – чьи-то слезы»). К тому же у строгого абстракциониста Мондриана – крестики всегда вертикально-горизонтальны, а крестики Каллимы – диагональные, они «катятся», олицетворяя времена радикальных перемен. Поэтому неудивительно сотрудничество Каллимы с лево-радикальной группой «Радек» Анатолия Осмоловского. Но от этого альянса в выигрыше остался Алексей, поскольку он всегда был больше художником, чем политиком. В его работах основное внимание уделено пластике, которая лаконичнее любых манифестов и перфомансов. Художественное пространство Каллимы строится скорее по законам анимации, чем живописи. Но экспрессия достигается не за счет гиперболизации, как в диснеевских фильмах, а за счет выразительности жестов, что близко советских мультам 50-х. Мастер заставляет проникнутся зрителей «всмадеделишностью» нарисованной реальности, что не мешает ее выводить на серьезный философский и символический уровень. Балерины и менты У меня с известным художником забита стрелка на центральной площади «Винзавода». Подходит Алексей в черно-красной куртке, застенчиво здоровается и ведет в мастерскую, показать новые творения. Ряд свежевыструганных деревянных дверей, соседи Каллимы тоже известные художники: Шутов, Шурипа, Пепперштейн. Концентрация в одном месте художественных сил страны напоминает советскую систему. Только тогда государство собирало под свое крыло служителей муз, а сейчас этим занимается частный капитал. Алексей показал на мониторе зафиксированный кадр: какой-то допрос. Часть видеокартинки он уже перенес на холст. - Стал ловить кадры из милицейских телепередач, – объяснил художник. – Очень динамичные изображения получаются, как у Дега. Только у него балерины, – хмыкнул Алексей, – а у меня – менты. Перед телевизором лежит последний, 184 выпуск «Художественной галереи» – это Малевич. На красной обложке черный восклицательный знак носа и запятые глаз «Головы крестьянина». - Более радикальный жест, чем сделал Малевич, создав «Черный квадрат», - заметил Каллима, набивая трубку табаком из красно-черной пачки, - уже никто не сделает. - Да и не надо, – отвечаю. – Он отразил свое апокалиптичное время, начало Первой мировой и т.д. Нам своих катаклизмов хватает, - сказал я, разглядывая за спиной художника, огромную во всю стену, черно-красную панораму пожара. Протуберанцы огня закручиваются и пожирают деревья. Языки пламени космогоничны, как звездные вихри Ван Гога, но, в отличие гармоничных потоков великого голландца, это – огненные щупальца войны. На других работах из новой серии что-то похожее на пепелище: обглоданные кустики, изувеченные деревья, воронье. Контуры прорисованы углем – любимым материалом Каллимы. Из проигрывателя раздается надрывный крик Егора Летова: тоже красно-черный диапазон. За окном сквозь тучи безрезультатно пытается пробиться солнце. Включаю диктофон. Огонь и пепел - Ты – человек, опаленный огнем войны. Это навсегда?- Я сражаюсь с этим огнем внутри себя. - Но ведь на всех этих картинах земля, выжженная войной.- Я хотел провести такую параллель. Но при этом – уйти от клейма: Каллима – война. Сейчас я больше сражаюсь с самим собой. - Какова история этого цикла?- Ехал я как-то в поезде Симферополь-Москва – и вошел в это состояние: депрессивных пейзажей, мелькающих за окном. Поймал себя на том, что оно близко «Гражданской обороне». Стал слушать Летова. Он действительно как-то совпал. Я даже решил взять эпиграф из него: «Мир размышления, мир понимания, мир разложения и о…уевания, все то, что нас не убивает – делает сильнее» Это из его предпоследнего альбома «Реанимация». - И настроение в этих работах такое же – реанимационное?- Да, когда уже кажется, что полный копец. И в тоже время – хочется изобразить нечто такое, чтобы отделаться от этого состояния, оставить его в прошлом. Красный, черный, белый – фашизоидная раскраска. Я пытаюсь в этом красном дать меньше коричневого, а больше – радостных оттенков. - Самая сильная работа – эта, с бушующим пожаром. Вряд ли это очищение огнем? - Скорее я хочу показать, что огонь – стихия. С ним надо осторожно обращаться. Однако если в последних вещах я где-то пытался рисовать утопии, то сейчас опротивело что-либо сочинять, что либо идеализировать. Захотелось зафиксировать этот выжженный чеченский пейзаж, чтобы двигаться дальше. Каллима торопился на какую-то встречу. Выходим из его «огненной» мастерской под весенний дождь. Спускаемся в метро. - И все же у тебя совсем немного надежды, на то, что из этого пепла что-то зеленое прорастет.- Да, хотя казалось бы: весна пришла, сын родился. - Сын родился! Поздравляю.- Спасибо! А в картинах все равно присутствует это состояние вызженности. - Так на твоих полотнах когда-нибудь весна наступит?- Я думаю, да, - улыбнулся Алексей. – Она не может не наступить. Источник: Взгляд
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |