![]() | ![]() ![]() ![]() |
![]() | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ | ![]() |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Александр Шаравин: «Реформировать нечего!»7 апреля 2008, понедельник, 10:58 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Вооруженным силам России, которые долгое время находились в глубоком системном кризисе, требуется кардинальное обновление. Однако с чего начать, чтобы сделать их современными и сильными, понимает мало кто. Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа, полковник Генштаба, доктор технических и кандидат военных наук, – знает. О своем видении проблем он рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД. О своем видении проблем Александр Шаравин рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД. – Александр Александрович, в каком состоянии сегодня находятся Вороженные силы России? – Несмотря на то, что официальные лица, в том числе бывший министр обороны Сергей Иванов, не раз утверждали, что все реформы уже завершены и армия наша перестроена, мы видим, что на самом деле это не так. Уже новый министр Сердюков провел ряд изменений, и некоторые из них достаточно радикальные. Однако и это не изменило ситуацию по существу, хотя определенный смысл в этих новшествах, безусловно, есть. Если говорить в общем о нынешнем состоянии Вооруженных сил России, то, при всём том, что они значительно изменились по сравнению с 1991 годом, когда разваливался Советский Союз, они представляют собой обломок огромной Советской армии. ВС не изменились по существу: остались прежними сами служебные отношения между военнослужащими и сущность армии. К сожалению, нынешние Вооруженные силы вобрали в себя не только лучшее, что было в Советской армии. В конце концов, даже нынешние уставы мало чем отличаются от советских, а армия живет как раз по уставам. Зато поменяли названия, форму, знамена… Кстати, в 2003 году нашим Институтом политического и военного анализа была разработана концепция того, какой должна быть новая российская армия. И называлась она «Оборонные тезисы». Тезисы эти вызвали широкий резонанс и бурную реакцию. И в целом большинство военных специалистов наши предложения поддержали. – В чем суть этого документа?– Мы предлагали создать новую российскую армию нового российского государства. Это вовсе не означает, что необходимо разрушить до основания всё что есть. Наоборот, мы предлагали взять самые лучшие кадры, вооружение, военно-научные наработки и на основе старого фундамента создать новую армию. При этом в наших предложениях не было ничего революционного. Дело в том, что наш отечественный, да и зарубежный опыт говорит о том, что так и нужно делать. При смене социально-экономической формации нужно менять и институты. Нельзя же взять из прежней системы силовые структуры и перенести их в новую формацию. Представьте себе: что было бы, если б создавать ВЧК поручили не Дзержинскому, а главному жандармскому управлению. И Красную армию формировал бы не Троцкий, а Главный штаб царской армии… А Борис Ельцин, в принципе, поступил именно так – взял действующую военную верхушку, дал ей все права и сказал: делайте новую армию. Ну как они смогли бы ее сделать? Вот они ничего по существу и не сделали, только ввели фуражки с огромными тульями, поменяли форму, а в основе всё осталось по-прежнему. Справедливости ради нужно сказать, что начальник Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский немало сделал, в частности, для совершенствования системы управления ВС. Кстати, многие из тех вещей, которые он сделал, мы и предлагали 5 лет назад. – Что конкретно?– Например, создано главное командование на востоке в Улан-Удэ, которое позволяет управлять межвидовыми группировками ВС именно на этом театре военных действий. Это совершенно новое направление. Еще с середины XIX века у нас существовали военные округа, и эта архаичная система управления существует и по сей день. Конечно, ее надо менять – округа в такой форме не нужны. Нужны командования: «Запад», «Юг», «Восток». Произошел и переход на годичный срок службы в армии – это тоже было нашим предложением. Мера абсолютно правильная. Делаются шаги по введению института профессиональных сержантов в армии, но, к сожалению, они ужасно медленные. Мы ведь 15 лет говорим об этом, а в казарме до сих пор нет профессионального сержанта. Нужно понимать, что профессиональный сержант – это залог того, что в казарме не будет никакого хулиганства. А вот накладывать на офицера обязанность поддерживать дисциплину в казарме совершенно неразумно, потому что он там не должен постоянно находиться. При этом офицеров у нас в избытке – порядка 400 тысяч. В американской армии, которая больше нашей, их около 200 тысяч. Создана и новая система частей постоянной боевой готовности. Это укомплектованные части, которые могут быть использованы буквально в любой момент. В первую чеченскую кампанию мы не могли взять полк и бросить его в бой. Сводились вместе отдельные отряды и группы, где никто никого не знал – ни начальники подчиненных, ни офицеры друг друга. И о каких успехах тогда можно было говорить? А вот сейчас такой ситуации быть уже не может. – А что касается самой структуры ВС? Она ведь далеко не идеальна…– И она, конечно, должна быть изменена. К сожалению, структура управления очень архаична. Несмотря на то что на дворе XXI век, ничего не сделано для того, чтобы мы могли бы вести себя достойно, например, в случае информационной войны. Стратегические и ядерные силы тоже не сгруппированы таким образом, чтобы их можно было использовать компактно и по единому замыслу в период реальной военной угрозы. Плохая ситуация и с вооружением. Деньги на это мы тратим большие, а толку нет. Военный бюджет вырос в 6 раз. Но я всегда спрашиваю при этом: а что у нас изменилось в 6 раз? Что, у нас зарплата офицеров выросла в 6 раз? Или квартир для военнослужащих стали строить в 6 раз больше? Или танков и самолетов увеличилось в 6 раз? … Ситуация достаточно сложная в том плане, что бюджет непрозрачен. К примеру, в прошлом году мы закупили один батальонный комплект танков – 31 танк, а Индия – 300 танков. И вопрос в задачнике: «Где деньги, Зин?» Ведь не случайно президент был вынужден поставить министром обороны налоговика, который и должен разобраться с финансовыми потоками. Я был, пожалуй, единственным военным аналитиком, который это назначение поддержал. Многие ведь стали скептически относиться к министру, потому как у него не было военной подготовки, он слабо разбирался в проблемах обороны. Но я считаю, что в данном случае министр обороны и не должен лезть в военные проблемы – для этого есть начальник Генштаба, есть профессиональные военные. А вот навести порядок в финансах он как раз должен. Тут надо понимать и еще одну вещь. Министр обороны – это гражданский человек, выполняющий двоякую функцию. С одной стороны, он является представителем военных – именно он должен ходить в парламент, когда решаются вопросы с оборонным бюджетом, именно он, как политическое лицо, должен отстаивать интересы ВС во всех других ветвях власти. С другой же стороны, он является важнейшим элементом системы гражданского контроля над армией. По сути – он гражданский представитель в армии и должен смотреть, как армия живет. К сожалению, сегодня у нас еще нет гражданского Министерства обороны. Как было министерство военным ведомством, так оно им и осталось. А нужно давным-давно создать гражданское Минобороны, в котором гражданские люди могли занимать вполне достойные должности. – А нужна ли нам профессиональная армия?– Сейчас много говорят о том, что все проблемы в армии бытуют только потому, что мы не перешли на контрактный принцип комплектования. Я склонен считать, что это заблуждение. Я – за смешанный принцип комплектования. Именно за счет всеобщей воинской обязанности можно сформировать нормальный, подготовленный резерв. Но призывная система должна быть изменена. Во-первых, призывник должен получать нормальные деньги. Ведь это же тоже работа. Система призыва должна быть такой, чтобы молодые ребята стремились пойти в армию. Надо сделать армию привлекательной для молодых ребят и создать условия конкурсного отбора, чтобы брали туда не всех желающих. Служба в армии должна стать трамплином в дальнейшую жизнь. Я считаю, что человек не должен в принципе рассчитывать на успехи в госслужбе, если он не служил в армии. А вот для тех, кто прошел армейскую школу, дорога в вузы должна быть легкой: на льготной основе. Таким образом, вместо принудительного призывного рабства нужна привлекательная армия с привилегиями, куда хулиганам и больным дороги нет. Ну а сегодня призывные пункты в стремлении выполнить планы по призыву берут всех. А чем это заканчивается, все мы с вами знаем – драками, казарменным хулиганством, суицидами и еще бог знает чем. Вот я говорю «казарменные хулиганства», а не «дедовщина», потому как слово «дедовщина» не люблю. Ведь дедовщина в некотором плане может быть совершенно безобидной. Бывает же, что в коллективе старший подшучивает над младшим. А избиения и издевательства – это никакая уже не дедовщина, а преступления, которые надо пресекать, и зачинщики такого свинства должны нести ответственность. Да, отношения в армии и отношение к армии надо менять. Надо понимать, что человек в погонах – тоже гражданин. У нас же пока отношение к военным наплевательское. – Но новое отношение к военнослужащим зависит и от кадрового состава внутри любого ведомства…– Кадровая система в ВС должна быть совершенно иной. К примеру, система выдвижения офицеров сегодня у нас тоже архаичная. Зачастую человек назначается на должность не из-за личных и профессиональных качеств, а потому, что у него есть квартира в Москве. Нет же возможности обеспечить жильем всех талантливых. А по этой причине не всегда лучшие люди попадают в Генштаб или Минобороны. Систему выдвижения кадров вообще нужно менять. А за основу можно взять отечественный опыт. Во времена Петра I была введена баллотировка офицеров, когда все офицеры полка избирали тайным голосованием из 2–3 кандидатур того, кто должен занять вакантную должность. Система, когда выбирали лучшего, существовала достаточно долго, и именно благодаря ей появились такие полководцы, как Суворов, Кутузов, Багратион, и такие флотоводцы, как Ушаков и Нахимов. – Выходит, что во многом нужно не менять, а строить заново… – Реформировать нечего. Вооруженные силы надо строить заново.. И вместе с армией надо строить по новой и другие силовые ведомства, например ГИБДД и милицию. Нельзя же из «запорожца» сделать «мерседес». Если мы хотим сделать современную военную машину, то нужно ее и создавать заново. Нельзя говорить о том, что Россия сейчас имеет современные ВС, соответствующие той Конституции, по которой мы живем. По Основному закону страны мы должны иметь современное, эффективное, демократическое государство, но в «силовой» части у нас с этим пока проблемы. Многие силовые институты нам достались по наследству от СССР. Времени на кардинальные шаги по строительству новой армии мало. Хорошо, у нас сегодня мирная ситуация, и есть достаточно мощный ядерный зонтик, который позволяет пока жить в мире. А кто знает, что будет завтра? Если мы не будем готовы адекватно ответить на вызовы, то и армии, и стране будет очень плохо. Мы можем и не выжить. Правильно говорят: хочешь мира, готовься к войне. То есть нам нужны новые Вооруженные силы, которые готовы дать отпор любой агрессии. – Так что же нужно предпринять, чтобы поставить ВС России на рельсы полного обновления?– Денег достаточно. Нужна политическая воля. Руководство страны должно понять, что нужно делать и к чему это все приведет. Предложения экспертов, в том числе и наши, должны быть услышаны. Мы ведь много лет уже бьемся над этим. Но я склонен считать, что новый президент сможет по-новому взглянуть на старые проблемы и в силу возраста, и благодаря иному жизненному опыту. Я, конечно, не стопроцентный оптимист, который считает, что всё будет замечательно. Но я надеюсь на то, что новый президент склонен к новациям, и мы сможем продвинуться вперед. А если на это не надеяться, то можно ничего и не делать, но история накажет... Источник: Взгляд
|
![]() | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ | ![]() |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | ![]() | ![]() | ![]() | |
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | ![]() | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! | ![]() |
