10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Потребитель! Знай свои права!15 марта 2006, среда, 17:01 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати К сожалению, анализ обращений граждан в отдел защиты прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора по Брянской области позволяет сделать вывод, что потребители в основной своей массе сначала совершают действия по обращению к продавцу некачественных товаров, а только потом интересуются своими правами. Как известно, права потребителя и взаимоотношения между продавцом и потребителем регулируются законом «О защите прав потребителей». Кто же такой потенциальный «потребитель»? В определении этого понятия можно выделить три признака. Во-первых, это физическое лицо. Во-вторых, гражданин, приобретающий или использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Если он приобретает товар для предпринимательской деятельности, то является либо индивидуальным предпринимателем, либо членом организации, занимающейся предпринимательской деятельностью. И,наконец, человек, который имеет намерение заказать или приобрести товар. Другую часть «субъектного состава» законодательства о защите прав потребителей, на которую распространяются положения Закона, и которая предоставляет потребителю товары, результаты работ и услуги, выполняет обязанности, обусловленные последствиями продажи товаров ненадлежащего качества или ненадлежащим выполнением работ (оказанием услуг), образует изготовитель, исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер. Знание своих прав и грамотное использование положений закона позволит вам не только эффективно защитить свои нарушенные права, сохранить нервы, но иногда даже получить существенную материальную выгоду. Если в приобретенном товаре обнаружен дефект или неисправность, если заказанные услуги не оказываются или оказываются не в полной мере, то вы вправе считать свои права потребителя нарушенными, следовательно, и защищать их всеми доступными по закону способами. Потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: - безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом; - соразмерно уменьшить покупную цену; - заменить на товар аналогичной марки (модели); - заменить на такой же товар другой марки с перерасчетом цены; - расторгнуть договор и возместить убытки. В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя об их замене на товар аналогичной марки (модели), а также о замене на такие же товары другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежит удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товара. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством РФ. Если на простое замечание и требование продавец не реагирует или навязывает свои условия, то в дальнейшем все свои шаги необходимо документировать. Во-первых, следует обратиться к продавцу с заявлением, которое должно быть составлено в двух экземплярах, один из которых передается продавцу, а на втором продавец делает пометку о получении заявления (дата и подпись). Если продавец отказывается принимать заявление или ставить свою подпись, необходимо данный документ отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Теперь поговорим о вопросах гарантийных обязательств, так как продавцы часто вводят потребителя в заблуждение либо по незнанию, либо умышленно. Гарантийный срок – это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель обязан удовлетворить требования потребителя. Такое же назначение придается и сроку годности, который определяется как период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Для тех случаев, когда гарантийный срок не установлен, закон устанавливает единый для любого товара порядок определения срока обнаружения недостатков товара – разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи потребителю. Основной способ исчисления гарантийного срока закон определяет их исчисление со дня передачи товара потребителю. Если по каким-либо причинам к моменту предъявления претензий этот день установить невозможно, то сроки исчисляются со дня изготовления товара. Закон устанавливает также порядок исчисления гарантийных сроков для тех случаев, когда момент заключения договора купли-продажи и начала пользования товаром, момент заключения договора и момент передачи товара не совпадает. Первый из этих случаев соответствует купле-продаже сезонных товаров. Если зимняя обувь куплена летом, то гарантийный срок для неё должен начаться с момента наступления зимы, определяемого субъектом РФ с учетом климатических условий места нахождения потребителей. Второй соответствует продаже товара по образцам, по почте, через Интернет-магазин. В данном случае гарантийные сроки должны исчисляться со дня доставки товара потребителю. Другой причиной задержки начала использования товара могут быть обстоятельства, зависящие от продавца. Такими обстоятельствами могут быть необходимость сборки товара на месте его использования. Таковы гарантийные сроки на товар и его составные части: 1. На комплектующие изделия в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие. В этом случае потребитель имеет право предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия, в течение гарантийного срока на основное изделие; 2. Так же, как и в первом случае, на комплектующее изделие в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие. Однако в договоре отмечено, что требования, связанные с недостатками комплектующего изделия могут быть предъявлены только в течение гарантийного срока на это комплектующее изделие; 3. На комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем на основной товар. В этом случае потребитель имеет право предъявить требования в отношении товара, если его недостатки обусловлены недостатками комплектующего изделия, обнаруженными в течение гарантийного срока на это изделие независимо от истечения гарантийного срока на основной товар. Положение о праве потребителя предъявлять претензии по поводу недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, означает, по существу, что законом устанавливается гарантийный срок, равный двум годам, для всех товаров. Теперь рассмотрим, что делать потребителю по истечении двух лет со дня передачи товара до окончания срока службы или десятилетнего периода со дня передачи товара потребителю, если на него срок службы не установлен. В случае выявления существенных недостатков товара, потребитель вправе требовать безвозмездного устранения таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Когда требование не удовлетворено в течение 20 дней, потребитель вправе потребовать замены товара или возврата уплаченной денежной суммы. Как правило, большинство конфликтов разрешается уже на этом этапе. Учитывая, что закон в таких ситуациях довольно эффективно защищает право покупателя, продавцы предпочитают не доводить развитие конфликта до вмешательства суда, поэтому в идеале на любое заявление должен поступить ответ. В ответе продавец может согласиться с требованиями потребителя, может предложить провести экспертизу товара или уточнить условия и порядок оказания услуги. Если же никакого ответа не последовало или он вас не устраивает, то смело переходите к следующему шагу – обращению в суд. Помощь потребителю в его действиях могут оказать отделы по защите прав потребителей в районных администрациях, администрации Брянска и территориальное управление Роспотребнадзора по Брянской области. И еще одно немаловажное замечание. Прежде чем подписывать какие-либо документы (квитанции, акты), предлагаемые продавцом, внимательно ознакомьтесь с ними - не ущемлены ли Ваши права? Лучше получить консультацию до, а не после своей подписи.
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |