![]() | ![]() ![]() ![]() |
![]() | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ | ![]() |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Шпионы тоже плачут5 февраля 2009, четверг, 17:41 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Роман писателя и сценариста Сергея Костина (Пако Аррайя) «Рам-Рам», вышедший в издательстве «Популярная литература» - третья книга о приключениях советского, а ныне российского шпиона-интеллектуала, в начале 80-х заброшенного в США и с тех пор время от времени выполняющего задания «конторы». С появлением Костина в нашей популярной литературе связывают надежды на возвращение человеческого шпионского романа, не лишенного интеллекта и вкуса: жанра, который отсутствовал у нас со времен Юлиана Семенова.Критики уже неоднократно замечали, что романы Костина, и нынешний и прежние («В Париж на выходные» и «Афганская бессоница») – чуть ли не единственные сегодня в популярной российской литературе примеры «шпионского романа» в чистом виде: у нас его действительно не было давно. Вот даже и патриарх критики Виктор Топоров, подводя итоги, выделил Костина как главного детективщика 2008 года. Все это объяснимо: Костин угадал не только потребность массового читателя, но и потребность критика – увидеть, наконец, умный роман о шпионах. На наш взгляд, Костин помимо возвращения жанра «шпионского романа», сделал еще одну важную вещь: он вернул образу разведчика, и вообще самой атмосфере детектива человечность, естественность. Вот уже 30 лет злобные интеллектуалы яростно разоблачают сюжет «Штирлица», доказывая, что не могло быть такого разведчика в самом сердце фашисткой Германии, не могло быть, не могло – потому что это невозможно, это сказка, выдумка… А герой Штирлица между тем живет и побеждает, говоря языком советского плаката. Живет в сознании зрителей и читателей, которые верят в его существование. На чем держится эта вера? В жизненность Штирлица верят оттого, что в нем больше человеческого, чем шпионского. Оттого, что понимают: герой произошел не от кентавра и не от демона, а от земной женщины, и, в общем, он такой же человек, как и мы – только немного смелее, умнее, решительнее. Главная ошибка мастеров детективов и боевиков, предшествующих Костину, состояла в том, что главного героя они неизбежно превращали в сверхчеловека, в сверхшпиона. И дело даже не в том, что этот герой обладал нечеловеческой силой, волей и смелостью: а в том, что герой ничего не испытывал – как будто у него нет внутренностей. Герой Костина подчеркнуто не сверхчеловек: даже и о своей работе он рассказывает как-то буднично, как-то бытово – отчего вдруг понимаешь, что у нынешнего разведчика романтики в профессии почти не осталось. А самая критическая ситуация на первых порах, пока герой еще не приступил к выполнению задания – это, услышав голос жены в трубке, успеть подсчитать в уме, в каком часовом поясе ты находишься по «легенде» – потому что жена-то думает, что ты в Израиле, а ты ведь совсем не в Израиле. Эта все больше напоминает похождения любовника, чем разведчика – и автор-рассказчик как бы извиняется перед читателем за то, что на 30 странице никакой стрельбы все еще нет, и погони нет, а есть только – милые улыбки стюардесс и попки пассажирок в обтягивающих джинсах. Нет у Костина и никакого «вдруг» на 31 странице - пошлого литературного костыля, на который в последние годы опиралась вся наша экшн-литература: вдруг самолет захватывают терррористы, вдруг из пепельницы появляется рука с шифровкой из Центра, вдруг всплывает подводная лодка с ядерной боеголовкой – и герой из последних сил начинает все это разруливать, и читатель радостно вздыхает: началось. Ничего там у Костина «вдруг» не начинается и не взрывается: все происходит неявно, намеком, сюжет раскручивается потихоньку, не торопясь, а тут еще с помощницей проблемы - из-за ее некоммуникабельности… Но тогда хотя бы помощницу надо срочно соблазнить, подумает читатель – именем Джеймса Бонда приказываю раздеться! – но и тут незадача: помощница не в духе героя, какая-то она и худая, и грудь не в нашем вкусе. Ничего не «вдруг», повторим, и никаких эротических приключений: работа как работа. Да и сам герой постоянно пишет о каких-то бытовых трудностях, о детях, о жене и теще – в общем, жизнь у современного разведчика ничуть не интереснее, чем жизнь рекламного агента. Этими отступлениями и описаниями автор, наконец, добивается от читателя нужного ему отношения к главному герою – сочувственного, доверительного. А также ровно той степени самоидентификации читателя с героем, которая только и возможна в шпионском детективе: ты, читатель, начинешь постепенно верить, что тоже МОГ БЫ заняться этим делом, чем-то подобным – если бы твоя биография сложилась несколько иначе. Герой наш – наполовину испанец, наполовину русский: конечно же, он сын эмигранта из франкисткой Испании; конечно же, его отец работал на Контору и сын пошел по стопам отца. Сложись твоя судьба похоже – и ты бы был шпионом. Только тут, в этот момент, когда ты полностью представил себя на месте героя, и начинается действие в романе Костина - когда ты успел уже героя полюбить, когда он стал тебе родным, своим, когда ты ему начал сочувствовать или даже немного посмеиваться над ним. Тогда уже и погони, и стрельба не выглядят чем-то неестественным – а смотрятся нормальным продолжением какой-то мутной игры, в которую мы вляпались вместе с героем почти нехотя, почти случайно. Естественность и человечность шпионской работы – вот что главное в романе Костина. А также – неоднозначность, расплывчатость в делении участников шпионской борьбы на «своих» и чужих». Это уже – совсем новое, непривычное для читателя, помнящего еще совесткие шпионские романы. Во времена явного противостояния политических систем герою было, так сказать, легко – теперь же интрига усложняется, и порой действия «своих» (с учетом еще и того, что герой сам – разведчик по совместительству, а не штатный так сказать, сотрудник Конторы) приходится разгадывать с не меньшим усердием, чем действия «чужих». Во всем этом есть известный постмодернизм – усложение картины мира, и разведки всех стран в данном случае оказываются в той же ситуации, что и все мы, простые люди: решать надо теперь самому, без идеологических и прочих подпорок. Шпионам, блин, тоже не сладко. Тоже, блин, надо думать больше, чем стрелять, и попутно даже решать нравственные вопросы. Кто бы мог подумать. Источник: Взгляд
|
![]() | ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ | ![]() |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | ![]() | ![]() | ![]() | |
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | ![]() | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! | ![]() |
