ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете

Нести людям зло

27 февраля 2009, пятница, 12:58 – БРЯНСК.RU   |   Комментарии: 0   |  Версия для печати
В 1981 году будущий enfant terrible российского кино окончил переводческий факультет Горьковского пединститута. В 1982—84 гг. проходил службу офицером ВДВ Советской Армии. Любительское кино начал снимать в конце 80-х, в Свердловске, где работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. В тех короткометражных работах был задействован весь цвет русского рока «уральской школы»: «Наутилус», «ЧайФ», «Урфин Джюс».

Про «первую леди свердловского рока» Настю Полеву Балабанов снял отдельный фильм – «Настя и Егор» (1989).

В 1990 году Балабанов окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров (это была экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера, «экспериментальной» она называлась потому, что была набрана в первый раз).

Уже в дебютном фильме «Счастливые дни» по Сэмюелю Беккету (1992), Балабанов, по мнению многих критиков, наметил основную тему своих будущих работ, свойственную русской литературе – противостояние «лишнего человека» чуждому миру. Однако, на наш взгляд, все проще – кажется, режиссер снимает «про уродов и людей», причем первых в его картинах несоизмеримо больше.

В «Замке» (1994) по мотивам известного романа Франца Кафки (кстати говоря, это одна из семи известных экранизаций этого романа) землемер противостоит монстрам и упырям. А мифологизированный еще при жизни Данила Багров из «Брата» (1997) и «Брата-2» (2000) истреблял идеологически чуждый элемент в поисках правды и ответа на сакраментальный вопрос «В чем сила, брат?»

Вообще «Брат» после чистых артхаусных экспериментов с Беккетом и Кафкой смотрелся нарочито упрощенно и «попсово», несмотря на наличие в кадре Бутусова и сливок «Нашего радио» на саундтреке. Пожалуй, это был первый сознательный выпад против тезиса о том, что авторский кинематограф не может (да и не должен) быть массовым и коммерчески успешным. Это был первый – довольно увесистый, надо признать – камень в теплицу кинокритики, которая в ответ разразилась громким звоном.

«Архетипический сюжет «Брата», в котором можно вычитать хоть Ветхий Завет, хоть «Рэмбо: первую кровь», выстрелил благодаря чувству момента и чутью на фактуру», - писал в «Сеансе» Станислав Зельвенский. Первый «Брат» цеплял (и раздражал) всех своей правдивостью, тем, что какой-то ушлый провинциал умудрился рассмотреть и запечатлеть реалии жизни на сломе эпох. Второй «Брат» рядом с первым выглядел ненужной, условно провокационной, эпатирующей своим национализмом дребеденью с участием – примета времени? - певицы Ирины Салтыковой.

На перерыв между «Братьями» пришлась скандальная стилизация «Про уродов и людей» (1998), в которой Сергей Маковецкий играл эдакого «застенчивого порнографа», умело и со вкусом развращающего в сепии слепых дам и юных сиамских близнецов.

Закрыть тему бандитских 90-х, распрощаться с десятилетием, которое только что прошло, Балабанову удалось «Жмурками» (2005), стилизованными под пост-перестроечный трэш да и рассказывающими, по большому счету, о трэше. Фильм позиционировался как комедия, но смеяться над ним могли, пожалуй, лишь люди, непосредственно принявшие участие в становлении эпохи ПНК по-русски, все те, для кого все эти золотые цепи и малиновые пиджаки так и не смогли стать артефактами.

Следующая картина Балабанова – «Мне не больно» (2006) – явила собой неожиданную, лиричную сторону режиссера. Возможно, в этом виноват сценарий, написанный не самим Балабановым, но Валерием Мнацакановым. В этой истории любви персонажей Ренаты Литвиновой (менее жеманной, чем обычно) и Александра Яценко «людей», в терминологии режиссера, намного больше, чем «уродов».

Отыграться Балабанову удалось «Грузом-200», с просмотра которого наиболее впечатлительные кинокритики отправлялись лечить душевные травмы алкоголем, и вольной адаптацией рассказов Михаила Булгакова «Морфий», вошедший в историю, благодаря сценам ампутации ноги и «стыдливого минета». Обе картины, несмотря на качественную разницу между временами, описанными в них, перенасыщены пренеприятными типажами и претендуют на то, чтобы оказаться обобщающими и исчерпывающими высказываниями о природе власти и смерти интеллигенции.

Оба фильма, как водится, вызвали раскол в среде, приближенной к кино, и не всегда сдержанную реакцию зрителей, но что интересно – вся 27-летняя карьера режиссера доказывает, что кино про «уродов и людей» - вот парадокс! – оказывается чрезвычайно востребованным этими самыми людьми. Ну и уродами, разумеется.

БРЯНСК.RU

Источник: Взгляд


  Комментарии: 0   Версия для печати  Подписаться на новости  На главную


НОВОСТИ ДНЯ: ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Ещё →  
15-7-2013, 14:13
Тело пассажира «Калидус» нашли неподалеку от места крушения

Поиски 52-летнего начальника брянского авиа-спортивного клуба ДОСААФ начались еще в пятницу сразу после крушения..»

2-8-2011, 12:11
Оборудование для безопасности стало доступнее

Видерегистраторы, видеокамеры, сигнализации и другие средства охраны и безопасности стали доступнее. К примеру, полноценный видеорегистратор на четыре видеокамеры стоит всего-то 3500 рублей..»

5-4-2011, 18:40
Глава "Банка Москвы" пообещал вернуться

Андрей Бородин назвал условия, при которых вернется на родину..»

15-7-2013, 14:13
Тело пассажира «Калидус» нашли неподалеку от места крушения

Поиски 52-летнего начальника брянского авиа-спортивного клуба ДОСААФ начались еще в пятницу сразу после крушения..»

2-8-2011, 12:11
Оборудование для безопасности стало доступнее

Видерегистраторы, видеокамеры, сигнализации и другие средства охраны и безопасности стали доступнее. К примеру, полноценный видеорегистратор на четыре видеокамеры стоит всего-то 3500 рублей..»

5-4-2011, 18:40
Глава "Банка Москвы" пообещал вернуться

Андрей Бородин назвал условия, при которых вернется на родину..»

Глава "Банка Москвы" пообещал вернутьсяГлава "Банка Москвы" пообещал вернуться

Андрей Бородин назвал условия, при которых вернется на родину..

ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
комментариев - 1, 15-1-2017
Два тунеядца напали на пенсионера в подъезде его дома
комментариев - 2, 8-11-2016
В Брянской области катастрофически не хватает рабочих рук
комментариев - 1, 20-7-2016
Автоинспекторы просят брянцев жаловаться на плохие дороги
комментариев - 19, 23-11-2015
Не забудем! Не простим!
комментариев - 1, 18-9-2015
Главой Стародубского района избран Владимир Ковалев
комментариев - 1, 24-8-2015
На ярмарках выходного дня брянцы расхватали картофель
комментариев - 1, 23-8-2015
Брянская красавица и ее жених предстали перед судом
комментариев - 1, 19-8-2015
Брянские любители роскошных авто заплатят 17 миллионов рублей
комментариев - 8, 18-8-2015
На выборах губернатора Брянской области победил Богомаз
комментариев - 3, 12-8-2015
В Советском районе Брянска запланирован ремонт дворов
комментариев - 4, 12-8-2015
Сражаться за губернаторское кресло продолжат три кандидата
комментариев - 2, 11-8-2015
Роскомнадзор начал охоту на мат в СМИ
комментариев - 1, 26-7-2015
Денину предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями
РЕКЛАМА

Контекстная реклама

ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU:
Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru
Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru
Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг.
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU
При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна
Материалы газеты могут содержать информацию 18+
Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь
с Правилами cайта (договор-оферта).
Если вы не согласны с Правилами,
немедленно покиньте сайт!