10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Двенадцать устриц вместо тринадцати26 февраля 2009, четверг, 17:39 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Человек, потерявший душу - эта коллизия многократно описана в классике. «Портрет» Гоголя. «Шагреневая кожа» Бальзака. «Он мог все — и не хотел уже ничего», — пишет Бальзак о своем герое. Вот точное описание беды, которая случилась с нашими 30-40-летними. Мы многого добились, но совсем не того, о чем мечтали когда-то. В отличие от героев Гоголя и Бальзака, герой романа Сомерсета Моэма «Луна и грош» сумел преодолеть искушение благополучием. Он смог сделать главный выбор своей жизни — между луной и грошом — в пользу луны. А помог ему в этом кризис.В середине 90-х годов все вдруг дружно запрезирали непризнанных гениев. «Если ты такой умный и талантливый, почему такой бедный?» — спрашивали начинающих писателей и художников мелкооптовые торговцы китайскими джинсами. И действительно, почему? Все пути открыты. Богатей, преуспевай. А главное, перестань заниматься глупостями, которые неинтересны широкому потребителю. И вот тысячи, десятки тысяч молодых, творческих и способных принялись зарабатывать. Нанялись копирайтерами и дизайнерами к тем же мелкооптовым торговцам, которые с течением времени превратились в директоров компаний. «Сейчас, еще немного, — думали молодые и творческие, — накоплю денег, куплю квартиру, машину, гарнитур в "Икее". А потом можно будет заняться творчеством». Они надеялись писать рассказы по ночам, рисовать этюды на выходных. Ничего этого не случилось. А посему вместо нового поколения творческой интеллигенции мы получили поколение клерков, тоскующих по несбывшемуся будущему. Измученных, депрессивных, занятых не своим делом. Человек, потерявший душу. Эта коллизия многократно описана в классике, нашей и зарубежной. Об этом «Портрет» Гоголя. Об этом «Шагреневая кожа» Бальзака. «Он мог все — и не хотел уже ничего», — пишет Бальзак о своем герое. Вот точное описание беды, которая случилась с сегодняшним поколением 30-40-летних. Мы многого до-бились, но совсем не того, о чем мечтали когда-то. Драм и трагедий масса. Но есть в литературе и положительные примеры. В отличие от героев Гоголя и Бальзака, герой романа Сомерсета Моэма «Луна и грош» сумел преодолеть искушение благополучием. Он смог сделать главный выбор своей жизни — между лу-ной и грошом — в пользу луны. А помог ему в этом кризис. В зеркале литературы Герой Моэма, Чарльз Стрикленд, — преуспевающий лондонский бизнесмен. Обустроенный быт, милая жена, дети, статусные друзья. Успешная и совершенно непримечательная личность. «Он что-то делает в Сити, — говорят о Стрикленде знакомые. — Кажется, бирже-вой маклер. Скучнейший малый!.. И нисколько не интересуется литературой и искусством». Даже жена его, дама с претензией на богемность, отзывается о муже без восторга: «Настоящий обыватель. Вы с ним умрете с тоски». И вот однажды весь этот мир рушится. Стрикленд бросает жену, уходит с работы и уезжает в Париж. Он решил стать художником. Разумеется, его картины не покупают. Ему сорок лет. Он бедствует, опускается на самое дно. Живет в ночлежке, дерется с матросами, месяцами не есть ничего, кроме хлеба и молока. А кончает свою жизнь на тихом экзотическом острове. Женится на туземке. Пишет картины. После смерти Стрикленда широкая публика признаёт его гением. Но ему и при жизни не было никакого дела до широкой публики, а после смерти уж и подавно. Казалось бы, причем тут кризис? А вот при чем. Вниз по лестнице, ведущей в красные небеса Прототипом Стрикленда в «Луне и гроше» был Гоген. Тот самый. Общая канва его биография именно такая, как ее изложил Моэм. Но есть нюансы. Гоген вовсе не был обывателем, рядовым клерком, каким Моэм рисует Стрикленда. В детстве он жил в Перу. В юности служил матросом в торговом флоте. Лишившись средств к существованию, устроился в банк. Через несколько лет, стал, как бы сейчас сказали, топ-менеджером. Он блестяще разбирался в биржевой жизни, хорошо зарабатывал, уверенно и быстро делал карьеру. Но все свободное время посвящал живописи. Днем возился с бумагами и отчетами, а вечером учился писать картины. Поворотным в его жизни стал 1882 год. Год грандиозного биржевого кризиса. В эпоху становления капитала кризисы были обычным делом. На протяжении всей второй половины 19 века они следовали с интервалом в 8-10 лет. Причем затрагивали не одну страну, а всех более или менее значительных игроков рынка. В том числе и Россию. Мир финансового капитала уже в те годы был достаточно тесным. Достаточно было аферистам в отдельно взятом Париже провести махинацию с акциями Панамского канала, как это тут же чувствовал на себе весь мир. На парижском сленге слово «панама» — до сих пор синоним кидалова. Вроде нашего ГКО. Кризис 1882 года длился пять лет. Уже в первый год Гоген по-чувствовал, что его заработки стремительно сокращаются. И ушел с биржи, решился на то, на что не мог решиться в предыдущие годы. А мог бы стать тогдашним Джорджем Соросом. Судя по свидетельствам современников, он был выдающимся финансистом. Случай Гогена в сегодняшней терминологии квалифицируется как дауншифтинг. На первый взгляд, он шагнул вниз по социальной лестнице, как шагают сегодня многочисленные телезвезды и медиа-магнаты. Уезжают куда-нибудь в Гоа или Мексику. Валяются на пляже, изменяют сознание, занимаются поисками себя. Но это только на первый взгляд. Дауншифтеры предпочитают бездействие действию. Им кажется, что лучше прокурить-прогулять свою жизнь, чем потратить ее на сидение в душном офисе. Это модно и даже пикантно. Общество удивляется дауншифтерам, но в целом их все-таки одобряет. Как одобряет любую причуду, рожденную в сытости и достатке. Но отъезд на Таити был для Гогена не причудой, не прихотью, не капризом. Это было художественной необходимостью. Единствен-но возможным решением для человека, который всю жизнь хотел рисовать зеленых женщин, синие пальмы и ярко-красные небеса. Он приехал туда не расширять сознание, а работать. Между тем, у его странных кричащих картин не было целевой аудитории в то время, когда они создавались. Она появилась потом, уже после смерти художника. Но думаю, что Гогена не очень занимала мысль об аудитории. Он просто делал то, зачем родился на этот свет. К сожалению, большинство дауншифтеров не знают, зачем они родились. Им кажется — для того чтобы получать удовольствие тем или иным способом. Таких страстных людей, как Поль Гоген среди них почти не встречается. Унылое это дело – получать удовольствие. В шесть часов вечера после кризиса В юриспруденции есть понятие «обстоятельство непреодолимой силы». Землетрясение, война, революция. Нечто, что делает несущественным все ранее взятые на себя обязательства. Кризис и есть такое обстоятельство. Он позволяет разом покончить с прежней жизнью и начать новую. Для тех, кто жил не свою жизнь, это идеальное время. Как сказал один мой знакомый: «Встретимся в шесть часов вечера после кризиса». Все равно что после войны. Наконец-то мы можем не «пробиваться» (какое жуткое слово!) туда, куда нам не нужно. Не прикладывать титанические усилия ради пустяков. Не изображать из себя королей несуществующих королевств. К этому больше нет стимулов. Все жертвы, которые мы шли по принципу «лишь бы деньги платили», были напрасны. Хотя бы по-тому что многим из нас денег уже не платят. Задерживают или платят сущую ерунду. Не говоря о тех, кто уволен по сокращению. А если так, то почему бы не заняться тем, чем хочется, а не тем, чем якобы надо. Один мой друг (я не могу здесь назвать его фамилию, он много лет занимает высокие должности на известных телеканалах) всю жизнь мечтал рисовать абстрактные картины и играть современный джаз. А вместо этого продюсировал передачи и отдавал распоряжение своим многочисленным подчиненным. Он сильный, состоявшийся человек. Но каждый раз при встрече с ним, я чувствую в его взгляде тоску. Тоску по другой, увы, несостоявшейся жизни. Когда-то он не решился на эту жизнь. Теперь, может быть, и решиться. Это ведь только в юности кажется, что тебе нужна лучшая женщина. Высокая блондинка с высокой грудью. Желательно из хорошей семьи. Потом, годам к тридцати пяти, понимаешь, что нужна не лучшая, а своя. Роман Моэма «Луна и грош» кончается так: «Мой дядя Генрих, двадцать семь лет бывший викарием в Уитстебле, в таких случаях говаривал, что дьявол всегда сумеет подыскать и обернуть в свою пользу цитату из Библии. Он еще помнил те времена, когда за шиллинг можно было купить даже не дюжину лучших устриц, а целых тринадцать штук». Для тех, кто не понимает метафоры, расшифрую. Колебание цен в конце концов не очень существенно. Устрицей меньше, устрицей больше. Переживем. А луна продолжает светить и до кризиса и после него. Источник: Взгляд
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |