ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете

Авианосец без авиации

29 апреля 2009, среда, 22:18 – БРЯНСК.RU   |   Комментарии: 0   |  Версия для печати
ВМС Китайской народной республики уже в скором времени смогут обзавестись своим первым авианосцем. Купленный КНР на Украине через подставную фирму авианосец «Варяг» поставлен в сухой док для монтажа силовой установки. Корабль может быть введен в строй в течение года. Однако из-за позиции Китая, ворующего у российских производителей интеллектуальную собственность, он надолго может оказаться без надежных палубных самолетов.

Китай приступил к достройке авианесущего крейсера «Варяг». Об этом свидетельствуют фотографии китайских споттеров, появившиеся на днях в китайском сегменте Интернета и на форуме China-defense.

Ранее, 22 апреля, агентство Xinhua сообщало о соглашении с крупнейшей французской компанией-производителем корабельных силовых установок. По мнению ряда экспертов, «Варяг» может стать учебным авианосцем Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК), на котором будут проходить тренировки китайские летчики палубной авиации.

Напомним предысторию вопроса. Тяжелый авианесущий крейсер Варяг (до 19 июня 1990 года — «Рига», с ноября 2008 года — Shi Lang) проекта 1143.6 является так называемым систершипом (кораблем одной серии или класса) единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» проекта 1143.5.

Корабль, спущенный на воду в Николаеве 25 ноября 1988 года, должен был стать первым советским классическим авианосцем: проект 1143.6 планировалось оснастить паровыми катапультами вместо системы старта с носовой рампы, как на «Кузнецове». Катапультный старт позволяет не только экономить топливо (а следовательно, позволяет увеличить дальность и продолжительность полета) за счет сокращения времени работы двигателей в стартовом режиме, но и запускать самолеты с максимальной боевой нагрузкой. Кроме того, катапульты позволяют взлетать с палубы тяжелым самолетам дальнего радиолокационного обнаружения.

В 1993 году по договору о разделе Черноморского флота между Украиной и Россией «Варяг» отошёл Украине. Еще ранее, в 1992 году при 67 % технической готовности строительство было приостановлено, корабль был законсервирован. В апреле 1998 «Варяг» продан китайской компании компании Chong Lot Travel Agency Ltd за 20 миллионов долларов, официально – для переоборудование в плавучий центр развлечений, которым корабль так никогда и не стал, в отличие от проданного той же компании авианосец «Минск».

Прежде, чем продать корабль китайцам, еще не «оранжевое» украинское руководство неоднократно предлагало России выкупить корабль по цене металла с возможностью его достройки на месте, в Николаеве, где усилиями всей страны были созданы мощности, необходимые для производства кораблей такого класса. Однако эти предложения не вызвали интереса у тогдашнего российского руководства.

После сложной буксировки, продолжавшейся почти два года (627 дней, маршрут пролегал в обход Африки, в буксировке участвовало 11 кораблей и судов), 20 февраля 2002 года авианосец прибыл в порт Дальянь (Дальний), где был оставлен у набережной судоремонтного завода. Это было зафиксировано энтузиастами благодаря геоинтерфейсу Google Map. Затем, задним числом, это было признано официально властями КНР. Не оставалось никаких сомнений, что китайцы ни минуты не предполагали использовать ценное приобретение как плавучее казино: почти сразу корабль был выкрашен в цвета, принятые для боевых кораблей ВМС НОАК. Кстати, тогда же, 3 марта 2002 года, у базирующейся в Макао компании Chong Lot Travel была отозвана лицензия на игорный бизнес.

Несколько лет на «Варяге» проводились довольно интенсивные ремонтно-восстановительные работы, корабль перемещался от набережной к достроечной стенке завода. Все перемещения и ход работ отслеживались фактически в режиме реального времени благодаря споттерам и различным геосервисам. И, наконец, когда в ноябре 2008 года высокопоставленный представитель минобороны КНР, старший полковник Хун Сюэпин официально озвучил планы страны по созданию национального авианосца, «Варяг» за одну ночь сменил свой облик. На его борту появился тактический номер «83» и имя собственное – Shi Lang (Ши Лянь), в честь флотоводца династии Мин, в 1681 году захватившего Тайвань после масштабной десантной операции.

Как сообщает агентство KANWA, ходовые испытания отремонтированного корабля должны были начаться еще в 2008 году, однако они не состоялись из-за неготовности силовой установки, заказанной на Украине. 27 апреля корабль был поставлен в сухой док, как считается – для окончательного монтажа ходовых машин. Китайские газеты «намекают», что авианосец может войти в строй в ближайшие месяцы.

Пока аналитики гадают, станет ли «Ши Лянь» полноценным боевым кораблем, или так и останется «учебной партой». Судя по фотографиям, работы там – непочатый край, даже если корабль и впредь останется учебным. Кроме неготовности силовой установки, на нем не смонтированы радары, необходимые для обеспечения полетов палубной авиации, не видно антенн систем навигации и связи. Кроме того, даже на учебном корабле должны хотя бы ограниченно присутствовать средства противовоздушной и противолодочной обороны (ПВО и ПЛО), которых на палубе также не видно.

Поэтому сомнительно, что корабль будет передан в эксплуатацию в этом году – установка всей этой начинки требует немало времени, – однако церемония официальной передачи АВ флоту и подъем флага вполне могут состояться.

Не ясен и вопрос, где КНР возьмет палубную авиацию для своего корабля. Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, сделка о продаже КНР палубных истребителей Су-33К не состоялась из-за позиции китайского руководства и ужесточения российской политики в сфере охраны авторских прав. Напомним, китайцы хотели приобрести небольшую партию российских машин (по разным сведениям, от 2 до 12). Однако российская сторона обоснованно заподозрила, что самолеты приобретаются «на развод», как это случилось с Су-27СК. Вопреки лицензионным соглашением, в КНР налажен выпуск этих истребителей из деталей местного производства под названием J-11B.

Аналогичная судьба ожидала и Су-33 – китайцы вполне в состоянии изучив российский палубник «навализировать» (или, если угодно, – «оморить») свои клоны Су-27, морским вариантом которого и является «33-й». Очевидно, что российских производителей это никак не устраивает. По сведениям источника в холдинге «Сухой», минимальная коммерчески выгодная партия этих самолетов должна составлять 24 машины (две производственных серии по 12 экземпляров), а лучше и все 50. Отказ российской стороны продать самолеты поставил китайцев в сложное положение.

На самом деле, создание палубного самолета – не такая простая задача, как кажется. Оснастить сухопутную машину посадочным крюком, усиленным шасси и складным крылом (что само по себе непросто) еще совершенно недостаточно для превращения ее в палубную. Слишком специфические требования предъявляет морская среда, например, по антикоррозионной защите планера и бортовых систем.

В последнее время в прессе появились сообщения, что 611-й исследовательский институт в Шанхае ведет работы по палубному истребителю на базе самолета J-10 – первого истребителя 4-го поколения, созданного в основном усилиями китайских специалистов (при активной помощи коллег из России и Израиля). Однако J-10 мало приспособлен для этой роли: самолет одномоторный. Считается, что полноценный морской истребитель должен иметь два двигателя – для повышения надежности. Одномоторные самолеты (например Harrier) используются только в роли штурмовиков, на небольшом удалении от берега или корабля. Правда фотографии двухмоторного морского варианта J-10 пока не опубликовали ни споттеры, ни официальные СМИ.

Китайцы купили на Украине самолет Сухой Т-10-3, который и был первым прототипом Су-33, точнее – Су-27К («корабельный») Именно он, нет сомнений, и будет подвергнут самому внимательному изучению. Очевидно, что великие соседи «сдерут» с него все конструктивные и технологические решения, какие смогут (кроме складного крыла – на Т-10-3 стоит обычное). Тем не менее, это не отменяет странной ситуации: возможно, китайские авианосцы будут готовы много раньше, чем авиагруппы для них. Начать тренировки можно и на одномоторных J-10, но передать авианосец в эксплуатацию с этими самолетами – безумие. Ровно так же обстоят дела и с J-11B: они хоть и двухмоторные, но надежность китайских копий российских двигателей АЛ-31Ф совершенно недостаточна даже для сухопутных машин, не говоря уже о морских. Имея на руках кое-какие образцы, за 5-7 лет китайские специалисты, при удачном раскладе, возможно, доведут до приемлемых кондиций свои палубные самолеты, хотя в СССР/России этот процесс занял около 12 лет. Поэтому не исключено, что в ближайший год-два тема переговоров о закупке крупной партии Су-33 еще всплывет, тем более, что по сведениям источников ВЗГЛЯД, китайские товарищи готовы пересмотреть свою позицию.

БРЯНСК.RU

Источник: Взгляд


  Комментарии: 0   Версия для печати  Подписаться на новости  На главную


НОВОСТИ ДНЯ: ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Ещё →  
15-7-2013, 14:13
Тело пассажира «Калидус» нашли неподалеку от места крушения

Поиски 52-летнего начальника брянского авиа-спортивного клуба ДОСААФ начались еще в пятницу сразу после крушения..»

2-8-2011, 12:11
Оборудование для безопасности стало доступнее

Видерегистраторы, видеокамеры, сигнализации и другие средства охраны и безопасности стали доступнее. К примеру, полноценный видеорегистратор на четыре видеокамеры стоит всего-то 3500 рублей..»

5-4-2011, 18:40
Глава "Банка Москвы" пообещал вернуться

Андрей Бородин назвал условия, при которых вернется на родину..»

15-7-2013, 14:13
Тело пассажира «Калидус» нашли неподалеку от места крушения

Поиски 52-летнего начальника брянского авиа-спортивного клуба ДОСААФ начались еще в пятницу сразу после крушения..»

2-8-2011, 12:11
Оборудование для безопасности стало доступнее

Видерегистраторы, видеокамеры, сигнализации и другие средства охраны и безопасности стали доступнее. К примеру, полноценный видеорегистратор на четыре видеокамеры стоит всего-то 3500 рублей..»

5-4-2011, 18:40
Глава "Банка Москвы" пообещал вернуться

Андрей Бородин назвал условия, при которых вернется на родину..»

Глава "Банка Москвы" пообещал вернутьсяГлава "Банка Москвы" пообещал вернуться

Андрей Бородин назвал условия, при которых вернется на родину..

ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
комментариев - 1, 15-1-2017
Два тунеядца напали на пенсионера в подъезде его дома
комментариев - 2, 8-11-2016
В Брянской области катастрофически не хватает рабочих рук
комментариев - 1, 20-7-2016
Автоинспекторы просят брянцев жаловаться на плохие дороги
комментариев - 19, 23-11-2015
Не забудем! Не простим!
комментариев - 1, 18-9-2015
Главой Стародубского района избран Владимир Ковалев
комментариев - 1, 24-8-2015
На ярмарках выходного дня брянцы расхватали картофель
комментариев - 1, 23-8-2015
Брянская красавица и ее жених предстали перед судом
комментариев - 1, 19-8-2015
Брянские любители роскошных авто заплатят 17 миллионов рублей
комментариев - 8, 18-8-2015
На выборах губернатора Брянской области победил Богомаз
комментариев - 3, 12-8-2015
В Советском районе Брянска запланирован ремонт дворов
комментариев - 4, 12-8-2015
Сражаться за губернаторское кресло продолжат три кандидата
комментариев - 2, 11-8-2015
Роскомнадзор начал охоту на мат в СМИ
комментариев - 1, 26-7-2015
Денину предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями
РЕКЛАМА

Контекстная реклама

ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU:
Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru
Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru
Архивы за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг.
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU
При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна
Материалы газеты могут содержать информацию 18+
Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь
с Правилами cайта (договор-оферта).
Если вы не согласны с Правилами,
немедленно покиньте сайт!