10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Альтернатива Фандорину19 марта 2009, четверг, 19:08 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Издательство «Популярная литература» в рамках запуска нового проекта издательства серии «Ванзаров» о тайнах и загадках выпустила две книги писателя Антона Чижа «Божественный яд» и «Камуфлет». Оба детектива событийно связаны и объединены общим временем– начало XX века - и героем - заместителем начальника сыскной полиции Санкт-Петербурга Родионом Георгиевичем Ванзаровым. В романах мистика переплетается с политикой и конспирацией. Получается интересный результат – неисторический детектив о современности на историческом материале.Книги современных русских писателей имеют существенное отличие от литературных столпов. Это ритм. Речь идет как о стилистике текстов - минимальное количество сложных слов, терминов, оборотов, длинных предложений, глубоких мыслей, - так и о связанной с нею манере прочтения книги. Литература сегодня подстраивается под нынешний ритм жизни, по большей части, столичный. Книги новых авторов удобно и увлекательно читать в метро или в другом транспорте, шумном кафе. Не требуется уделять им дополнительное время и тратить больше духовных сил на их восприятие. Книга Антона Чижа относится именно к такому ряду книг. Это вовсе не отрицательная критика, а сущность литературного mainstream сегодня. Антон Чижъ – не совсем новый писатель на российском рынке книжной продукции. Впервые его книга «Божественный яд» появилась в петербургском издательстве «Амфора» в 2006 году. Критики заметили тогда, что фамилия главного героя романа Родиона Георгиевича Вазарова, как и его характер, совпадают с фигурой главного редактора этого издательства Вадима Назарова. Почти 2 года спустя издательство «Популярная литература» решила запустить проект «Ванзаров», в рамках которого вышли два первых романа «Божественный яд» и «Камуфлет». Романы между собой связаны не только общими героем, тематикой, местом действия, но и хронологически: «Камуфлет» повторяет события «Божественного яда» спустя полгода. В обоих романах сюжет развивается по законам классического детектива: в самом начале появляется жертва, обстоятельства смерти которой расследуется на протяжении всего повествования. В обоих романах гибель героев связана с деятельностью тайных обществ в Петербурге, которая, как замечается в романе, может угрожать не только конкретным людям, но и всему государству. Литературные критики сравнивают Антона Чижа с Борисом Акуниным, Леонидом Юзефовичем и Эдуардом Хруцким, находят общее между с Конан Дойлем, и даже Антоном Чеховым. С последним классиком русской литературы Антона Чижа, объединяет не только общее имя, но и любовь к деталям, которыми полны его романы. Пожалуй, можно назвать еще и заимствованный у Чехова персонаж: профессор Серебряков и Серебряков из «Дяди Вани». Если уходить в подобности, то у Чижа можно найти образ Петербурга Достоевского - тяжелого, серого, загадочного города. А некоторые моменты напрямую указывают на связь с «Преступлением и наказанием». На это указывает не только тезка Родиона Раскольникова Родион Ванзаров, но и некоторые описания. В тексте обоих романов часто встречается описание несчастных, худосочных лошадей – точь-в-точь скопированных из сна Свидригайлова. Вот, например, одно из них (и романа «Камуфлет»): «Истощив причитания на круп лошаденки. Никифор натянул вожжи и, угостив затомленное животное соленым словцом, поворотил». Еще критики отмечают, что пусть творит писатель и по чужим образцам, но читаются романы легко, а интрига в его книгах захватывает, а некоторые называют Ванзарова альтернативой Эрасту Фандорину Бориса Акунина. Однако помимо простого текста и увлекательной интриги в романах Антона Чижа переплетаются мистические, исторические, политические мотивы. Сам автор отрицает, что его произведения относятся к жанру «исторического детектива». «Божественный яд» - не «исторический детектив». Это - про наше сегодня. Просто в «состаренных» декорациях», - сказал Антон Чижъ. Действительно, роман не является историческим исследованием: реальных персонажей здесь мало, идет хронологически выверенное оперирование известными автору фактами, например работой сыскной полиции в начале XX века. Однако само повествование выполнено в стилистике определенной исторической эпохи, а именно конец 1904 - начало 1905 годов. Из нижеприведенного начала романа «Божественный яд» можно получить представление о манере рассказа, порядке слов. «Душа человеческая на то и придумана, чтоб не только нутро питием обжигать, а возбуждать веселье. И ведь такая она, зараза, горячая у российского жителя, что тушить ее полагается регулярно, а воскресным днем – так непременно. Да и то сказать, что за выходной, когда трезвым ходишь, но не газеты да книжонки читать, в самом деле! Нет, для безделья размах требуется, чтоб гульба через край да на виду у всех. А уж чем кончиться - участком или мордой в сугроб – заранее знать не полагается». Специальной лексики в романе немного, читателя не запутывают терминами, однако особые слова определенно помогают писателю адаптировать читателя ко времени. «Первый роман о Ванзарове» есть хроника нескольких недель перед «кровавым воскресеньем» — и альтернативная подоплека известных событий. Известно, кажется, все, и сами события, и комбинация мистики, уголовщины и политики, и стилистическая галантерейщина («в аккурат», «сумерничал», «светский щеголь», «господин в партикулярном платье», «жандармского корпуса полковник», «манкирование приличиями» — на первой странице), однако вердикт: не «очередной эпигонский ретродетектив», а «замечательный детектив, и точка». Потому что играет автор (кому бы ни принадлежал псевдоним) на чужой территории выдающимся образом», - охарактеризовал роман «Божественный яд» критик Лев Данилкин. Историческая стилистика дополняется эпиграфами к каждой главе – новостными вырезками из газет того времени «Наши дни», «Петербургский листок». К истории в обоих романах примешивается мистика. Так, «Божественный яд» сопровождается эпиграфом от Заратустры, а каждая глава этого романа обозначается днем какого-то небесного тела – Сатурна, Венеры, Солнца. В «Камуфлете» появляется оставленный кем-то сундук со страшным содержимым. Последовательность событий в романах интересная. Однако в погоне за тем, чтобы держать читателя в постоянном напряжении, Антон Чижъ слишком часто обрывает главы на самом интересном. Это иногда раздражает, поскольку по прошествии нескольких глав бывает сложно связать концы одного действия. Чем-то такая манера напоминает даже «Игру в классики» Хулио Кортасара, но там стиль играет равную роль с сюжетной линией. Антон Чижъ же делает главный упор на интригу, на то, чем можно зацепить читателя из главы в главу и заставить не бросить книжку до конца. Здесь нет пространных рассуждений, а повествование строится из заострения внимания на шокирующих фактах. Например, у жертвы романа «Божественный яд» - загадочной особы, признаки смерти которой остались для следователей и патологоанатомов неизвестными, - был обнаружен мужской половой орган, названный «двунастием» или «гермафродизмом». Одним словом, детектив покажется интересным для тех, кто любит детективы, детективы с продолжением. Источник: Взгляд
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |