ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете

День нерождения

9 октября 2008, четверг, 12:04 – БРЯНСК.RU   |   Комментарии: 0   |  Версия для печати
Говорят, что успехи медицины освещает солнце, а недостатки – скрывает земля. Благодаря брянским следователям эта поговорка не сработала.

Для этого маленького мальчика день 20 июля 2006 года мог бы стать днем рождения. Вот уже восемь месяцев он рос и развивался под сердцем своей матери, готовясь к появлению на свет. Но что-то пошло не так, и день рождения не состоялся. Он стал днем смерти: ребенок умер, даже не успев сделать свой первый вздох... Почему такое стало возможным? На этот вопрос сегодня пытаются ответить милицейские следователи.

У неродившегося ребенка нет имени. Не будет настоящих имен и у других участников этой истории. В интересах следствия, а также по этическим мотивам мы воздержимся от подробностей, которые могут добавить боли и двусмысленности этой и без того непростой ситуации. А ситуация, поверьте, действительно непростая, нестандартная и весьма болезненная.

Два года назад Надежде Иваниной было 20 лет. Сегодня многие считают, что для беременности и рождения ребенка это ранний возраст, но Надежда была с этим не согласна. Как и все члены ее семьи, она была уверена: желанный ребенок должен родиться. Тем более, что медицинский прогноз не предвещал ничего плохого: 20 лет, по большому счету, – самый благоприятный для деторождения возраст.
Надежда с нетерпением ждала появления на свет малыша, внимательно следила за его развитием, постоянно посещала гинеколога. А когда наступил восьмой месяц беременности – приготовления к рождению начались полным ходом: заботы о коляске-кроватке-ползунках, и прочие приятно-торжественные хлопоты, связанные с предвкушением радости материнства.

Но неожиданно организм дал тревожный сигнал: 10 июля у Надежды начались тяжелые боли в нижней части живота, и на скорой помощи она была доставлена в роддом. Врач, осмотревший молодую женщину, уверенно диагностировал водянку беременных – болезнь, в общем-то, распространенную: она встречается у 20-30% будущих рожениц. С угрозой прерывания беременности сопряжены лишь наиболее тяжелые ее формы – а легкие – вполне поддаются лечению. Максимум, что грозило Надежде – кесарево сечение чуть раньше положенного срока.

В течение ближайших пяти дней всем казалось, что лекарства и процедуры возымели действие: боли практически прекратились. Это было особенно отрадно, потому что день рождения нового человека неуклонно приближался: по расчетам специалистов, до естественного и благополучного конца беременности оставалось каких-то две-три недели. Но 16 июля боли возобновились, и с тех пор уже не прекращались в течение ближайших четырех дней.

17 июля у Иваниной сменился лечащий врач. Диагноз остался все тем же – доктора упорно продолжали лечить водянку. Как позже расскажет Надежда следователям, она чувствовала, что лечение не помогает. Ей становилось все хуже, и ощущение надвигающейся беды заставляло ее надоедать врачам просьбами проверить диагноз еще раз. Но сотрудники роддома только успокаивали и ссылались на тяжелый и нестандартный случай. Были вроде бы готовы и к осложнениям: предусмотрели возможность экстренных родов с помощью кесарева сечения, подготовили кювету для недоношенных детей. Но лечение по-прежнему шло без каких-либо изменений до 20 июля, дня, который стал роковым для Надежды и ее ребенка.

Вечером и без того болезненное состояние Иваниной ухудшилось просто донельзя. Тошнота, рвота, головокружение, шум в ушах, слабость – на фоне ставшей за последние дни уже привычной боли. И лишь когда началось кровотечение и пришли результаты последних анализов – врачи, наконец, изменили первоначальный диагноз. У Надежды была не просто водянка, а гестоз тяжелой степени, сопряженный с осложнениями. Если бы болезнь была правильно диагностирована вовремя, хотя бы на день или даже несколько часов раньше, – младенца можно было бы спасти, сделав матери кесарево сечение. Ведь даже тяжелый гестоз – не смертелен для ребенка. Но вечером 20 июля диагноз звучал приговором: «Поздний гестоз тяжелой степени. Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты. Гибель плода». В 22.45 кесарево сечение сделали для извлечения из утробы уже мертвого ребенка. Кроме того, из-за возникших осложнений Надежде был вынесен тяжелейший вердикт: 20-летняя молодая женщина больше никогда не сможет родить.

В правоохранительные органы жалоба от Надежды поступила лишь 13 сентября, то есть спустя почти два месяца после гибели ее неродившегося ребенка. Все это время Иванина и ее семья отходили от пережитого шока и пытались без участия стражей законности разобраться, как и почему стала возможной такая ситуация. Для начала пострадавшие обратились к медикам, которые провели внутреннее разбирательство, результаты которого были вынесены на уровень медицинского руководства города. Результат оказался, мягко говоря, двусмысленным. С одной стороны, наличие проблемы медики признали. Определили, что вина врачей, как говорится, имела место, и – приняли дисциплинарные меры. Заведующая отделением была понижена в должности и стала простым акушером-гинекологом, ее лишили 50% премии за год и объявили выговор. Двое других врачей, осматривавших Надежду – приказом по роддому получили выговор.

Неудивительно, что такой исход семью Иваниных не устроил. У них сложилось впечатление, что и разбирательство, и наказание были формальностью, предпринятой для успокоения пострадавших. Ведь, по большому счету, практически ничего не изменилось: гибель ребенка и лишение Надежды возможности стать матерью были списаны на тяжелый, необычный случай и наказаны так, как если бы речь шла о нарушении производственного режима.

Быть может, врачи действительно не могли ничего сделать? А, может, Надежда действительно была права, когда на протяжении нескольких дней настаивала на более внимательном осмотре и изменении диагноза? Для того, чтобы достоверно узнать это – существовал лишь один способ: уголовное расследование. Тем более, что происшедшее с Иваниной в принципе могло быть перефразировано названием статьи Уголовного Кодекса по части 2 статьи 124 «Неоказание помощи больному, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда его здоровью» – в данном случае – невозможность родить ребенка. Хотя для Иваниных не менее «тяжким вредом» была гибель ребенка, которого медицинские документы со свойственным им формализмом называют «плодом».

Судьба у этого уголовного дела так же непроста, как и сама сложившаяся ситуация. Как оказалось, обвинения против врачей – большая редкость в криминальной практике нашего региона. Мы привыкли доверять докторам, вспоминая о «клятве Гиппократа» и запомнившейся с детства улыбке участкового педиатра мы привыкли воспринимать их белые халаты как некое подобие ангельских крыльев, Но, увы, жителям Брянщины все чаще приходится слышать о врачах мздоимцах, а вести о гибели людей от врачебных ошибок периодически доносятся из других российских областей. Вот и пришлось брянским следователям забыть о трепете перед «людьми в белом», буквально с нуля «нарабатывать» практику расследования дел в отношении врачей, учиться разбираться в тонкостях акушерско-гинекологического дела.

Расследование неоднократно приостанавливалось прокуратурой – «из-за неустановления лица, подлежащего привлечению к ответственности». На самом деле, было сложно определить, на каком именно этапе, кто и как мог поставить правильный диагноз, но этого не сделал. Но, в конце концов, все встало на свои места. Подозреваемыми стали все трое врачей, осматривавших Иванину. Но основная часть вины, по мнению следствия, лежит на враче, которая дежурила в трагический день, и, фактически проигнорировала резкое ухудшение состояния Иваниной. Сейчас решается вопрос о квалификации действий всех лиц, виновных в произошедшем и привлечении их к уголовной ответственности.

Как известно, практически половина милицейских следователей – женщины. И беда 20-летней Надежды не могла не вызвать среди них дружный душевный отклик. Так получилось, что и вели расследование, и осуществляли наздор за ним именно представительницы прекрасной половины следственного управления – сами либо состоявшиеся, либо будущие матери. Весь следовательский «женсовет» переживал и до сих пор переживает за исход этого, без преувеличения, «знакового» дела, которое создаст необычный, и, будем надеяться, полезный прецедент. До сих пор они ищут материалы, помогают советами и просто сочувствуют той сотруднице, которая сегодня ведет это непростое дело – капитану юстиции Оксане Трушовой.

Оксана – лишь ненамного старше Иваниной. Их диалоги – не «дача показаний», а разговор двух ровесниц, которые при ином стечении обстоятельств могли бы стать подругами. Но сегодня их познакомила беда – диалоги проходят без улыбок, и касаются лишь тяжелых, печальных тем. Надежда подробно рассказала Оксане о том, как просила врачей прислушаться к ее просьбам и опасениям, как по совету медиков терпела боль и, не смотря ни на что – надеялась на благополучный исход.

Уже первые шаги расследования выявили, что проблема не только в тяжелом и нестандартном течении болезни у Надежды. Из уст медиков посыпались оправдания и ссылки на то, что это – впервые в их практике, что в нужный момент был закрыт кабинет УЗИ, не было нужных специалистов с необходимой квалификацией… То есть, акушеры вроде бы и виноваты, но – главную часть этой вины они все же перекладывают на неблагоприятное стечение обстоятельств. При этом даже экспертиза, первоначально проведенная брянскими врачами, показала, что предотвратить случившееся сотрудники роддома не могли.

На этом дело можно было бы считать оконченным. Но у следствия оставалась еще одна возможность установить истину – назначить экспертизу у московских специалистов. Эта возможность была использована, и именно благодаря этому дело так и не было закрыто. Экспертиза в ФГУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» приятно удивила следователей своей скрупулезностью, конкретностью, внимательным анализом и подробной аргументацией. После знакомства с многостраничным исследованием следователь Трушова может сказать, что теперь сможет уверенно разобраться в тонкостях водянки беременных, гестоза и других осложнений. Доктора и кандидаты медицинских наук на запрос следователя дали недвусмысленный и четкий ответ: «Всеми врачами, принимавшими участие в лечении и ведении беременности Иваниной на всех этапах лечения были допущены ошибки (нарушения), которые способствовали ухудшению состояния беременной. Своевременно диагностировать развитие гестоза тяжелой степени, предвидеть его последствия врачи роддома могли и были должны». По мнению специалистов, все симптомы гестоза были налицо, и редкость этой болезни – не оправдание врачебного невежества.

Не хотелось бы предвосхищать решение суда, но после выводов экспертизы оно едва ли будет в пользу сотрудников роддома. По статье «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей», медикам грозит ограничение свободы на срок до четырех лет либо лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Но каким бы ни был приговор – работа следователя уже не пропала даром. Положительный эффект от расследования беспрецедентного дела почувствовали даже сами медики – после трагического случая и начала следственных действий в роддоме улучшилось качество техники, устранены некоторые организационные недостатки. И здесь самое время задать вопрос автору этого материала: чего он добивался, поднимая эту непростую и в прямом смысле слова больную тему?

В первую очередь, хотелось бы отметить, что эта статья никоим образом не имела целью поставить под сомнение профессионализм медработников брянских роддомов. Опыт говорит о том, что среди них – множество внимательных и ответственных специалистов, с душой относящихся к своему делу. И чего уж точно не хотелось – так это того, чтобы статья прозвучала призывом не беременеть и не рожать. Текущая демографическая политика государства – это замечательно. Но для ее реализации нужно создать условия – именно это и хотел сказать автор. А условия – это не только современная техника и качественный ремонт. Это, прежде всего, профессиональные, добросовестные и просто добрые врачи.

Ошибки могут быть у всех, но медики – среди тех, чьи ошибки могут быть фатальными и, без преувеличения, роковыми. Даже обычная невнимательность или небольшой пробел в знаниях может привести к тяжелым последствиям и даже к смерти. И об этом особенно уместно вспомнить в наше смутное время, когда даже медицинские дипломы продаются и покупаются, а врачебное дело, несмотря на официальную бесплатность медицины, начинает восприниматься как частная коммерция под государственной крышей. Быть может, именно по причине коммерциализации медицины отношения врача и пациента сегодня стали регулироваться не нормами морали и медицинской этики, а Уголовным Кодексом? Не пора ли и нам, потенциальным пациентам, и, кстати, простым смертным – начинать относиться к врачам не как к целителям-альтруистам, а как к ремесленникам, оказывающим профессиональные услуги? И не сами ли врачи, без колебаний берущие «благодарности» от пациентов, будут виноваты в таком отношении?

Пусть все вышесказанное прозвучит для медиков предупреждением: будьте внимательны, ведь в ваших руках – жизни и здоровье людей. Ведь я не открою большого секрета, если скажу, что трагедия семьи Иваниных – не единичный случай. Другие семьи просто не обращаются за помощью к стражам порядка. Кто-то довольствуется дисциплинарным наказанием врачей, кто-то – верит их самооправданиям. Но вот что интересно: не имея конкретных фактов, повинуясь лишь собственным подозрениям – 20-летняя женщина поставила под сомнение выводы многих брянских врачей – и оказалась права. Не правда ли, тревожный звонок для нашей медицины? Быть может, все-таки стоит лишний раз задуматься об ответственности и вспомнить ту самую клятву Гиппократа?

По статистике, среди причин дефектов в работе врачей –

Недостаточная квалификация – 24,7%
Неполноценное обследование больных – 14,7%
Невнимательное отношение к больному – 14,1%
Недостатки в организации лечебного процесса – 13,8%
Недооценка тяжести состояния больного – 2,6%
Медицинские специальности, в которых чаще всего встречается ненадлежащее исполнение служебных обязанностей – это хирургия и акушерство-гинекология.

Сергей КОРОЛЕВ

БРЯНСК.RU

Источник: Пресс-служба УВД по Брянской области


  Комментарии: 0   Версия для печати  Подписаться на новости  На главную


ПРОИСШЕСТВИЯ: ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Ещё →  
22-9-2015, 15:35
Два тунеядца напали на пенсионера в подъезде его дома

До семи лет лишения свободы грозит двум молодым мужчинам, которые выбрали себе в жертвы пожилого брянца..»

22-9-2015, 14:20
В лесу дятьковский охотник случайно пристрелил грибника

В отношении 45-летнего жителя Дятьково возбуждено уголовное дело по статье 109 «Причинение смерти по неосторожности»..»

22-9-2015, 12:25
Шутник разыграл новозыбковских пожарных

Утром 21 сентября 2015 года в МЧС позвонил неизвестный и сообщил о том, что в населенном пункте Величко Новозыбковского района полыхает магазин..»

22-9-2015, 11:55
Две официантки стали жертвами матерого рецидивиста

Сотрудники правоохранительных органов задержали ранее неоднократно судимого мужчину, подозреваемого в совершении кражи..»

22-9-2015, 11:10
На БМЗ выявлены нарушения в сфере охраны труда

Сотрудники правоохранительных органов провели проверки в АО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод»..»

22-9-2015, 10:20
В ДТП 15-летняя девочка получила черепно-мозговую травму

Дорожно-транспортное происшествие случилось днем 21 сентября 2015 года на территории Бежицкого района города Брянска..»

22-9-2015, 09:30
Брянская красавица и ее жених предстали перед судом

21 сентября в Советском районном суде Брянска началось рассмотрение резонансного уголовного дела о наркоторговле..»

22-9-2015, 09:10
Под Брянском найдено семь снарядов времен войны

20 сентября 2015 года в МЧС по Брянской области поступило сообщение, что на территории Брянского района обнаружены взрывоопасные предметы..»

ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
комментариев - 1, 15-1-2017
Два тунеядца напали на пенсионера в подъезде его дома
комментариев - 2, 8-11-2016
В Брянской области катастрофически не хватает рабочих рук
комментариев - 1, 20-7-2016
Автоинспекторы просят брянцев жаловаться на плохие дороги
комментариев - 19, 23-11-2015
Не забудем! Не простим!
комментариев - 1, 18-9-2015
Главой Стародубского района избран Владимир Ковалев
комментариев - 1, 24-8-2015
На ярмарках выходного дня брянцы расхватали картофель
комментариев - 1, 23-8-2015
Брянская красавица и ее жених предстали перед судом
комментариев - 1, 19-8-2015
Брянские любители роскошных авто заплатят 17 миллионов рублей
комментариев - 8, 18-8-2015
На выборах губернатора Брянской области победил Богомаз
комментариев - 3, 12-8-2015
В Советском районе Брянска запланирован ремонт дворов
комментариев - 4, 12-8-2015
Сражаться за губернаторское кресло продолжат три кандидата
комментариев - 2, 11-8-2015
Роскомнадзор начал охоту на мат в СМИ
комментариев - 1, 26-7-2015
Денину предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями
РЕКЛАМА

Контекстная реклама

ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU:
Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru
Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru
Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг.
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU
При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна
Материалы газеты могут содержать информацию 18+
Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь
с Правилами cайта (договор-оферта).
Если вы не согласны с Правилами,
немедленно покиньте сайт!