13 сентября, понедельник |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Реально и рядом7 марта 2008, пятница, 15:18 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Чухонцев дошел до предела возможностей так называемой исповедальной лирики, быт в его стихах метафизичен, а исторические события примериваются к современности в их внутреннем измерении. Павловский Посад, небольшой патриархальный городок Московской области , где рос Чухонцев, – его потерянный рай и лирическая родина, пропуск в его поэзию для бытовой повседневности.Навсегда утраченные вместе с детством реалии, равно как и сопровождавшее их время, с новой, подчас пугающей силой воскресают в воспоминаниях и ощущениях, становясь стихотворными импульсами. Например, любой пейзаж, окрашенный воспоминанием, неизбежно наполняется смыслом, который заложен в самой возможности нашего восприятия, потому что внутренний его смысл невыразим и рассказать о нем мы можем только своими словами. Каким бы ни было детство, всегда остается какая-то память о новизне восприятия, и какими бы ни были объекты, которые выхватывает луч воспоминания, они всегда невыразимо дороги уже тем, что воспитывали это восприятие, чему-то его учили. Такая память у Чухонцева о Павловском Посаде. Вот хрестоматийный «Паводок»: Здесь, у темной стены, у погоста –оглянусь на грачиный разбой,на деревья, поднявшие гнездав голых сучьях над мутной водой;на разлив, где, по волчьему мучась,сходит рыба с озимых полей,и на эту ничтожную участь,нареченную жизнью моей; оглянусь на пустырь мирозданья,подымусь над своей же тщетой,и – внезапно – займется дыханье,и – язык обожжет немотой. Вот это самое движение от просто пустыря к пустырю мирозданья и есть один из знаков поэзии Чухонцева. И наверняка связь Павловского Посада с важными событиями отечественной истории обострила в поэте чувство исторического до такой степени обнаженности, которая позволяла видеть за канвой событий эмоции и душевные движения участников этих событий, что неизбежно соотносило их в читательском восприятии с какими-либо аналогами. Это качество вело к своего рода предсказаниям. Так, стихотворение «Репетиция парада», написанное за несколько месяцев до введения советских танков в Прагу в 1968 году, содержало следующие строки: Видит Бог, до сих пор твой имперский позор у варшавских предместий смердит.Что ж теперь? Неужели до пражских Градчан довлачится хромая громада?Что от бранных щедрот до потомства дойдет? Неужели один только Стыд? А «Повествование о Курбском» неожиданно «срифмовалось» с бегством на Запад Аркадия Белинкова. И Чухонцеву долго не могли простить эти строки, напечатанные в 1968 году в «Юности»: Чем же, как не изменой воздать за тиранство,если тот, кто тебя на измену обрек,государевым гневом казня государство,сам отступник, добро возводящий в порок? Но стихи Чухонцева – о времени вообще, привязка к конкретным личностям, Дельвигу например, еще и повод к историческим аналогиям: Век минет, и даром его не труди,ведь страшно подумать, что ждет впереди. И честь вымирает, как парусный флот,и рыба в каналах вверх брюхом гниет. Прекрасное время! Питух и байбак,я тоже надвину дурацкий колпак… Стихи Чухонцева намеренно, вызывающе традиционны в плане метрики и образного ряда. Иногда он отходит к более сложным ритмическим построениям (сверхдлинные строки, оформление стихотворения без разбивки на строки и строфы), но для того, чтобы снова вернуться к привычному рисунку стиха. Пресловутая «традиционность» компенсируется контрастом (но не противостоянием!) между духовной доминантой и обыденностью, приметами полугорода-полусела, посада: огороды, домашняя птица, ремесла и рукоделья. И история, которой наполнены стиха Чухонцева, растет из этого же «сора». В советское время было весьма странное деление поэзии, Чухонцева относили к так называемым «тихим лирикам», противопоставляя таковых «эстрадной» поэзии. Он начал печататься в конце 50-х, но первая книга стихов вышла только в 1975 году, многозначительно названная «Из трех тетрадей» (то есть избранное из нескольких невышедших книг). Второй книги пришлось ждать еще 7 лет. Чухонцев долгие годы вынужден был зарабатывать литературными переводами. Но, как это часто бывало с большими мастерами, поденщина становилась своего рода подвижничеством, открывая современному читателю неизвестные тексты известных поэтов (например, Роберта Фроста и Роберта Пенна Уоррена) в переводах, которые не стыдно было включить в книгу наравне с оригинальными стихами. Чухонцев – лауреат национальной премии «Поэт», эту награду он получил вслед за Александром Кушнером и Олесей Николаевой, продолжая, таким образом, линию награждения, что называется, «по совокупности» – не за какое-то произведение, а за весь творческий путь. И выбор поэтов-лауреатов этой премии также симптоматичен – это традиционная линия отечественной поэзии, обращенная к истории страны и биографии души человека, культурным доминантам и религиозным поискам. Как сказал сам Чухонцев в речи на вручении ему другой, Пушкинской премии Фонда Тепфера, «вся культура одновременна: и Овидий, и Державин, и Мандельштам – они существуют реально и рядом в том времени, которое времени не имеет, и эта их реальность смущает, сковывает пишущего, подавляет волю и надо иметь великое мужество или полную слепоту и забывчивость, чтобы вышло что-нибудь путное». Источник: Взгляд
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |