ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете

Ненужный авианосец

25 ноября 2008, вторник, 18:13 – БРЯНСК.RU   |   Комментарии: 0   |  Версия для печати
В судьбе «Адмирала Горшкова», по индийскому заказу проходящего модернизацию на «Севмаше», наступил переломный момент. Российское руководство поставило перед Дели вопрос: собирается ли заказчик предоставить необходимую для завершения работ дополнительную сумму в размере 2 млрд долларов? Если нет, авианосец планируется выкупить и передать в состав ВМФ РФ. Но нужен ли России такой корабль и способен ли флот обеспечить его нормальную эксплуатацию, пока не ясно.

Авианесущий крейсер проекта 1143.4 был спущен на Николаевской верфи в 1986 году под именем «Баку» (с 1990 года – «Адмирал Горшков»), в декабре 1986-го он был переведен в Севастополь, где в январе-декабре 1987-го прошел ходовые и государственные испытания. 30 декабря 1987 корабль был включен в состав Краснознаменного Северного Флота. В 1991 году на «Адмирале Горшкове» произошла авария самолета (предположительно – опытного Як-141). 3 февраля 1992 крейсер был поставлен на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск ), после чего в море уже не выходил.

Переговоры о продаже корабля Индии велись с 1994 года, соответствующие документы были подписаны в 2002-го. 5 марта 2004 года крейсер исключили из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировали, торжественно спустили Андреевский флаг… В настоящее время корабль находится в бассейне 55-го цеха Северного машиностроительного предприятия («Севмаш»).

Однако индийцам требовался совершенно иной корабль, чем тот «Горшков», который эксплуатировался в составе Советского/Российского ВМФ. Индийские военные хотели получить не авианесущий крейсер, а полноценный легкий авианосец. Впрочем «легким» он все равно был бы лишь по сравнению с современными атомными «американцами» класса Chester U. Nimitz: полное водоизмещение неатомного «Горшкова» больше, чем у французского FS Charles De Gaulle.

В отличие от авианосцев, авианесущие крейсеры несут «урезанную» палубную авиагруппу, предназначенную в основном для противовоздушной и противолодочной обороны эскадры, но обладают при этом полным комплексом крейсерского вооружения и крейсерской скоростью максимального хода. В СССР такие корабли строились вместо полноценных авианосцев. Кроме противолодочных вертолетов они несли на борту самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-38М, в силу конструктивных особенностей (в частности – небольшого радиуса действия и крайне скудного набора бортовых средств поражения) способных решать очень ограниченный круг задач.

В СССР положение могло быть исправлено с принятием на вооружение сверхзвукового СВВП Як-141, не уступающего по основным характеристикам любым другим самолетам аналогичного класса (прототип примерно такого истребителя, но на новом уровне технологии – F-35C – строится сейчас в США). Однако известные события, связанные с коллапсом СССР поставили крест как на этой программе, так и на развитии класса авианесущих крейсеров в принципе.

Без авиагруппы корабль оставался не у дел, но, к счастью, индусам оказался нужен полноценный авианосец, вооруженный многоцелевыми истребителями, стартующими с катапульты.

Единственный авианесущий корабль индийского флота - авианосец INS Viraat, 1959 года постройки (изначально – английский HMS Hermes, ветеран Фолклендской войны 1982 года) - был передан индусам в 1987 году. Корабль несет 12 истребителей СВВП Sea Harrier. Эти дозвуковые самолеты хоть и считаются истребителями – в Южной Атлантике они вполне успешно справлялись с аргентинскими «Миражами» и «Скайхоками», все-таки больше приспособлены для борьбы с надводными кораблями и авиаподдержки морской пехоты. Да и ресурс корпуса «Вираата», заложенного еще в 1944 году, подходит к концу. Корабль будет списан в ближайшие годы, как списали в 1996-ом первый индийский авианосец Vikrant (ex – HMS Magestic, заложен в 1943, достроен в 1961).

Кстати, в своем нынешнем виде «Вираат» напоминает советские авианесущие крейсера. Но стране, претендующей на роль региональной сверхдержавы, но при этом сильно зависимой от морских коммуникаций, требуются средства для их защиты. Прежде всего – это авианесущие корабли, способные осуществлять ПВО морских путей и подводные лодки, включая атомные, способные бороться с надводными кораблями и подводными лодками противника.

Индийские военные достаточно трезво оценивают возможности своей промышленности: проект национальной атомной подводной лодки (АПЛ) находится в стадии разработки с 1961 года и конца этому процессу не видно.

То же можно сказать и о производстве боевых кораблей: ничего, крупнее корвета, индийские судоверфи пока не осилили. Есть еще ряд факторов, делающих национальные проекты малоперспективными. Например, при развитой сталелитейной индустрии Индия так и не освоила выпуск некоторых сортов спецсталей, в частности, так называемой килевой стали, которая используется в производстве кильблоков кораблей, - ее приходится заказывать за рубежом. Кроме того, новомодные термины «попил» и «откат» стали неотъемлемыми синонимами-определениями местной экономики: крупный корабль местной постройки станет не то, что «платиновым», но «бриллиантовым».

В этих условиях индусы согласились на российское предложение переделать «Горшкова» в полноценный авианосец. Корпус корабля был передан Индии бесплатно с условием модернизации на ФГУП «Севмашпредприятие». Общая сумма контракта составляла около 1,5 млрд долларов. Проект 1143 предусматривал постройку кораблей и в варианте, требуемом индусам, так что техническая документация у российской стороны была практически готова. Собственно, и деваться Дели было некуда: никакого «рынка» авианосцев, о котором в последнее время говорят руководители российского судостроения, в мире не существует – это исключительно штучный товар. Основные затраты на постройку того или иного корабля подобного класса, будь до «Шарль де Голль» или «Рональд Рейган», равно как и будущих английских кораблей этого класса, определяются главным образом из соображений текущей конъюнктуры и внутренними ценами, сложившимися в конкретной стране.

Однако цена такой переделки оказалась изначально заниженной. Как сообщает источник на предприятии, один из тогдашних руководителей предприятия прямо заявил: «Нам бы получить нулевой аванс, а там разберемся!». Напомним, что речь идет о временах, когда зарплата на заводе выдавалась «внутренними деньгами», фактически – карточками, которые можно было отоварить в заводских ларьках.

То, что повышения цены на модернизацию избежать не удастся, стало ясно еще два года назад, однако российская сторона официально подняла этот вопрос лишь в конце 2007-го, когда была создана совместная российско-индийская комиссия для урегулирования ситуации.

Первоначально подписанное соглашение предусматривало выделение 970 млн долларов на восстановление и модернизацию «Адмирала Горшкова» и 530 миллионов на поставку 16 истребителей МиГ-29К/КУБ. Согласно российской оценке, стоимость контракта должна была возрасти на 1,2 млрд долларов. Это объясняется не только недооценкой масштаба работ, но и увеличившейся в связи со стабилизацией ситуации в стране стоимости рабочей силы, равно как и возросшими внутренними ценами на оборудование и материалы.



Иными словами, сложилась странная ситуация: индийский Минфин, где сильны позиции местного промышленного лобби, как говорится, уперся и на требования военных не реагирует.

Так куда девать почти готовый корабль в случае, если заказчик откажется от него? Официальная позиция России такова: «Горшков» достанется российскому ВМФ. Однако такие заявления порождают множество вопросов. Как известно, воюет не техника – воюют структуры. Какое место займет авианосец в составе российского флота? У нашей страны нет длинных океанских коммуникаций, и, соответственно, – необходимости их защищать вдали от своих берегов. Базы флота, важные порты и прибрежные морские пути вполне адекватно могут быть прикрыты объектовой ПВО и авиацией берегового базирования.

Далее: сам по себе авианосец – «отличная мишень для ракет», как сказал в свое время Никита Хрущев президенту Эйзенхауэру. И ведь генсек был отчасти прав – без кораблей, обеспечивающих действия плавучего аэродрома, его ПВО, ПРО и ПЛО, авианосец (тем более – специализированный), как говорят моряки – «самотоп», «баржА гибельная», дорогая и бесполезная игрушка.

Следующий вопрос: где взять авиагруппу? Не факт, что отказавшись от авианосца, Индия откажется и от палубных МиГов – самолет получился весьма удачный, способный летать с любой палубы, будь то старый американский Kitty Hawk, который американцы предлагали взамен нашему кораблю, или гипотетический АВ местной постройки. Даже если откажутся и от самолетов: как интегрировать борты, напичканные импортной авионикой в систему обслуживания материально-технического обеспечения российских вооруженных сил? Как обеспечить плановый ремонт и обслуживание, где готовить специалистов, которые всем этим будут заниматься? Создать все эти комплексы заново – означает создать с нуля новый самолет. Поэтому предложение заказать РСК МиГ дополнительную партию машин под отечественные требования – тоже малореальная задача.

Ситуацию усугубляет и отсутствие в России как класса палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), аналогичного американскому Е-2 Hawkeye – работы по программам Ан-71 и Як-140 были свернуты в 1990-х. Самолет ДРЛО – это глаза и уши авианосца, без него его боевая ценность стремится к отрицательным значениям. Индия может купить такие комплексы в США, но сомнительно, что американцы продадут «Хокаи» России.

Исходя из изложенных соображений, «Горшков» для сегодняшнего российского флота – чемодан без ручки. При этом мы сознательно не коснулись вопросов базирования корабля. Обеспечение его соответствующей инфраструктурой, подготовленным личным составом и прочая… Единственный вопрос, который как кажется, может быть решен в ближайшее время – это вопрос тренировок летчиков палубной авиации: взамен оставшегося на Украине учебно-тренировочного комплекса «Нитка» (имитирующего палубу авианесущего корабля) в прошлом году принято решение о строительстве его аналога в России, для чего выделены средства в размере 5 млрд рублей.


Очевидно, что российский ВМФ еще к одному авианосцу (кроме «Адмирала Кузнецова») просто не готов: не материально, не «морально». Более того, в этом свете озвученные адмиралами планы строительства шести таких кораблей кажутся утопичными: прежде должна быть проделана колоссальная подготовительная работа.

Построить один такой корабль промышленность пока в состоянии, но не более: дело даже не в отсутствии подготовленных кадров (например, квалифицированные сварщики из Николаева, приезжавшие работать на «Севмаш», сейчас предпочитают зарабатывать на верфях Южной Кореи и Германии), но и в отсутствии подходящих площадок для закладки корпусов.

Единственное, на что остается надеяться – это визит Медведева в Индию, намеченный на декабрь: возможно, президенту удастся сдвинуть дело с мертвой точки, избавив российских флотоводцев от лишней головной боли. Иначе уже сейчас следует начинать переговоры о продаже корабля в КНР: без такого авианосца начинать какие-либо действия против Тайваня – чистая авантюра.

БРЯНСК.RU

Источник: Взгляд


  Комментарии: 0   Версия для печати  Подписаться на новости  На главную


В РОССИИ И МИРЕ: ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Ещё →  
9-12-2021, 11:51
Тотализаторы: что это такое и чем они отличаются от обычных ставок?

Первая ассоциация со словом «тотализатор» у многих — это скачки, которые были так популярны в середине  XX века в США..»

13-9-2021, 13:35
Играть в бесплатные игровые автоматы в онлайн-клубе Вулкан

Особенности запуска автоматов в режиме демо. Переходите на официальный сайт казино Вулкан, чтобы поиграть в онлайн-слоты бесплатно без ограничений по времени...»

25-5-2021, 16:42
Стоит ли посещать офтальмолога при замене очков?

Во Франции с 2016 года можно заменить очки и без рецепта офтальмолога. Если в оптике вы представите последний полученный рецепт на очки, вам без проблем подберут новые..»

27-2-2017, 01:11
Поиграть в казино Вулкан

Фанаты онлайн гэмблинга всегда могут наведаться в казино Вулкан, чтобы зарядиться порцией адреналина..»

24-2-2017, 16:35
Успешные игроки предпочитают игровые автоматы Вулкан

Зарабатывать на игровых автоматах и слотах возможно не только полагаясь на удачу, но и прилагая усилия, в особенности, если использовать специальные стратегии..»

20-2-2017, 10:18
Новое казино Супер Слотс поможет воплотить ваши мечты в реальность

Виртуальное казино любого типа – это отличная площадка для того чтобы заработать если не состояние, то как минимум - хорошие деньги..»

18-9-2016, 13:56
В Туле за неуставные взаимоотношения осуждены военнослужащие

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора военнослужащим войсковой части 6570 г. Тула рядовым Батыру Цороеву, Алану Абаеву, Алаутдину Агаеву..»

18-8-2016, 09:43
В Туле за истязание и неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего осужден бывший военнослужащий

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора бывшему военнослужащему..»

15-6-2016, 11:45
В Туле за мошенничество осужден офицер-десантник

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора военнослужащему войсковой части 54392, дислоцированной в г. Тула, гвардии старшему лейтенанту Абызову Игорю Александровичу..»

9-5-2016, 11:23
Поддержка работоспособности мотоблока Нева не вызовет затруднений

Запчасти на мотоблок Нева позволяют восстановить работоспособность этой сельскохозяйственной техники..»

На "Армате" нажали не ту кнопкуНа "Армате" нажали не ту кнопку

Вице-премьер рассказал, что сильно волновался, когда наблюдал за парадом Победы на Красной площади..

ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
комментариев - 1, 15-1-2017
Два тунеядца напали на пенсионера в подъезде его дома
комментариев - 2, 8-11-2016
В Брянской области катастрофически не хватает рабочих рук
комментариев - 1, 20-7-2016
Автоинспекторы просят брянцев жаловаться на плохие дороги
комментариев - 19, 23-11-2015
Не забудем! Не простим!
комментариев - 1, 18-9-2015
Главой Стародубского района избран Владимир Ковалев
комментариев - 1, 24-8-2015
На ярмарках выходного дня брянцы расхватали картофель
комментариев - 1, 23-8-2015
Брянская красавица и ее жених предстали перед судом
комментариев - 1, 19-8-2015
Брянские любители роскошных авто заплатят 17 миллионов рублей
комментариев - 8, 18-8-2015
На выборах губернатора Брянской области победил Богомаз
комментариев - 3, 12-8-2015
В Советском районе Брянска запланирован ремонт дворов
комментариев - 4, 12-8-2015
Сражаться за губернаторское кресло продолжат три кандидата
комментариев - 2, 11-8-2015
Роскомнадзор начал охоту на мат в СМИ
комментариев - 1, 26-7-2015
Денину предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями
РЕКЛАМА

Контекстная реклама

ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU:
Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru
Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru
Архивы за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг.
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU
При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна
Материалы газеты могут содержать информацию 18+
Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь
с Правилами cайта (договор-оферта).
Если вы не согласны с Правилами,
немедленно покиньте сайт!