10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Исчезающая империя21 июля 2008, понедельник, 15:28 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати С некоторых пор понятие «закрытие сезона» в столице – скорее, видимость. Ряд коллективов стабильно работают все лето, а когда уходят отдыхать, им на смену приходят другие, уже отдохнувшие. Непрекращающийся процесс. Круговорот. Однако обозначение «итогов сезона» нужно. Чтобы фиксировать и отмерять происходящее. Обозначать отдельные спектакли, роли, фамилии. Ибо вычленять тенденции трудновато: слишком много случайностей. Сразу бросается в глаза, что целая компания крупных театров в течение сезона существовала инертно. Причем это театры, которым сам бог велел быть в числе основных ньюсмейкеров. Сатирикон, например, не выпустил ни одной премьеры. Театр Вахтангова – одну, и не слишком удачную. Правда, и там, и там идет интенсивный репетиционный процесс, и оба коллектива открывают следующий сезон новыми работами. В Ленкоме вышел только один спектакль – «Женитьба» Марка Захарова. Впрочем, здесь никогда не гнались за количеством. А вот в МХТ им. Чехова численность премьер стабильно высока, но заметные, значимые спектакли – «Сорок первый» Виктора Рыжакова и «Конек-горбунок» Евгения Писарева появились ближе к завершающей стадии сезона. На Малой Бронной сменилось руководство, но новый худрук не торопится заполнять афишу. Свет увидел один детский спектакль и один взрослый, в обоих – ничего особенного. Огорчительно молчание Юрия Погребничко – от него всегда ждешь мудрых, интересных работ. Важно и другое. Количество выходящих премьер во многих коллективах не влияет на процесс в целом. Посмотришь – вроде бы, каждые два месяца что-то новое, а толку от этого не сказать, чтоб много. Любовь к необязательным спектаклям, выходящим исключительно для того, чтоб пополнить репертуар, настораживает уже не первый год. Слово мудреца «Бесприданница» у Петра Фоменко (фото: ИТАР-ТАСС)В течение сезона регулярно подавали голос режиссеры-патриархи. Им позволительно ошибаться, но они не ошибаются. Говорят именно о том, о чем хотят. И удивительно чувствуют время. Сегодняшнее. С дыханием, мыслями, ощущениями. А уж восприятие их высказываний – личное дело каждого. Кама Гинкас выпустил «Роберто Зукко» по пьесе Бернара-Мари Кольтеса о несовершеннолетнем убийце, возведенном в ранг героя. Разумеется, Гинкас излагает историю иначе. У Кольтеса Роберто убивал, чтобы что-то сделать с миром. У Гинкаса – убивает, чтобы от мира обороняться. У него ничего нет, кроме собственной силы. И если он не будет сильным, то погибнет. А быть сильным – значит, убивать. Случилась долгожданная «Бесприданница» у Петра Фоменко. Необычно горькая, болезненная, мрачная работа. И очень точная. Ведущая актерская тройка – Полина Агуреева, Евгений Цыганов и Илья Любимов превосходно отображают безысходность бытия своих героев – и целого поколения в их лице. Тема потерянности, одиночества среди людей стала основной и для Галины Волчек. Сделав новую редакцию своих «Трех сестер», она безошибочно выбрала исполнителей – и возник верный смысловой посыл. Горечь непрожитой жизни, невозможность вырваться из плена иллюзий. Волчек, как и Фоменко, сопереживает своим героям, с высоты человеческого опыта. Но оба они не облегчают участи, не впадают в сентиментальность. Делают больно. Потому что иной интонации в разговоре сегодня не может быть. Иначе не поверят. А вот Алексей Бородин и подведомственный ему Российский Молодежный театр совместно сотворили подвиг. Только этим словом можно назвать спектакль «Берег утопии». Девятичасовое сочинение сделано грамотно, деликатно и разумно режиссерски, великолепно сыграно, а главное – увлекательно. Новый взгляд на русскую историю. Освоение сложнейшего текста. Итог двухлетней работы, не парализовавший текущую жизнь театра. Одним словом, сезон можно было бы считать небезнадежным за наличие одного только «Берега утопии». И РАМТу после этого можно простить другие, не слишком получившиеся работы. Все ушли, они остались Почти пустой в уходящем сезоне оказалась ниша среднего поколения режиссеров. Не выпустили ни одного спектакля Кирилл Серебренников и Нина Чусова, Юрий Бутусов и Миндаугас Карбаускис. Серебренников снимал кино. Чусова ставила вне Москвы. Карбаускис, вроде бы, репетирует большую работу и готовится выпустить ее в начале сезона следующего. Без этих резких, отчаянных, ничего не страшащихся и очень разных персонажей столичный процесс выглядит тускло. К счастью, совсем без «поколенческих» работ не обошлось. Самая заметная – «Мистерия-буфф» долго молчавшего Николая Рощина. Гимн миру, которого больше нет, и яростный плач по нему. По достоинству человеческому, по «уму, чести и совести». Индивидуальность – уходящая натура, в почете серость и стертость. Рощин свел воедино красоту и ужас, переливы романсов и свист веревочных петель, блеск бриллиантов и сумрак надвигающейся вечной ночи. Череда образов: рояль – гроб – гильотина. Можно бежать от смерти, но от жизни – не уйти. Без разговоров Все заметнее в процессе становится роль небольших бойких коллективов, существующих по формуле продюсерского, проектного театра. Не боящихся обновления театрального языка. Активно ищущих. Новые имена и течения последних лет – на их совести. И надеяться на них – можно. Особенно на фоне малоподвижности театров крупных. Нынешний сезон начался с трагедии: не стало Алексея Казанцева, драматурга и режиссера, серьезного театрального подвижника. Надо отдать должное руководству Центра драматургии и режиссуры, им основанного: они делают все, чтобы дело сохранилось. Пока сложно прогнозировать дальнейшую судьбу одного из любимейших зрителями театров. Но ЦДР работает, выпускает премьеры, готовится к освоению новой площадки на Беговой – бывшего театра «Вернисаж». А в первом сезоне «без Казанцева» в ЦДР сделали неожиданный поворот в сторону классики: выпустили спектакли по Брехту, Джойсу, Гоголю. С фирменной ЦДРовской интонацией – жесткой, интимной, задевающей за живое. Почти мгновенно врос в столичный пейзаж театр «Практика». Три года – а будто был всегда. Маленькое пространство не мешает сочинять и показывать и спектакли, и кино, и выставки. В «Практике» говорят о сегодняшнем дне. Сюда приходят те, кому интересно зафиксировать «здесь и сейчас». И работать, и смотреть. Режиссер и композитор Владимир Панков продолжает совершенствовать созданный им жанр «саунДрамы». Его коллектив с таким же названием выпустил в сезоне две премьеры – «Гоголь. Вечера» и «Молодец», яростные нежнейшие сочинения о любви и смерти, сплетенных в неразрывных объятиях. Основополагающий прием остается прежним, а режиссерский стиль Панкова от раза к разу меняется. Идя за своей интуицией, Панков успешно облекает в изысканную форму самые неподъемные истории. Еще один голос в этой компании – «Другой театр», дочернее образование знаменитого «Квартета И». Здесь делают театральный арт-хаус. Спектакли с четкой авторской интонацией. Такие, как работы Владимира Агеева – умные, тонкие, беспощадные. Минувший сезон отмечен двумя спектаклями этого режиссера: стремительной ернической «Орнитологией» и трогательной болезненной «Второй музыкой». Сложно – о простом. Красиво – о страшном. Легко – о безысходном. В уходящем сезоне все больше возникало театральных зданий. Спустя годы обрела свой новый дом «Мастерская Петра Фоменко». Довольно быстро – «Студия театрального искусства» Сергея Женовача. Активно строится «Геликон-опера» на Большой Никитской. По соседству достраивается театр Марка Розовского – ему давно отдан бывший Кинотеатр повторного фильма. Скоро появится новое пространство у «Школы современной пьесы», спроектированное Дмитрием Крымовым. Все это хорошо. Но и вопросов тоже хватает. Первый – хватит ли у всех коллективов творческих ресурсов для адекватного освоения новых прекрасных стен? И второй – отчего строятся исключительно «театры-дома», а количество открытых площадок не увеличивается, хотя нужда в них огромна? Уровень заинтересованности городских властей разными формами театрального процесса, увы, невелик. Но это повод для отдельного разговора. Источник: Взгляд
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |