ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете

Экспрессионизм и Джакометти

21 сентября 2008, воскресенье, 12:53 – БРЯНСК.RU   |   Комментарии: 0   |  Версия для печати
В Музее изобразительных искусств имени Пушкина работает масштабная выставка немецких экспрессионистов из группы «Мост», а в соседнем здании Музея личных коллекций открылась экспозиция скульптур их не менее выдающегося итальянского современника Альберто Джакометти.

Немецкий экспрессионизм - одно из явлений, определяющих лицо европейской культуры первой половины ХХ века. Но, будучи течением мощным и разноплановым, широкой публике оно больше известно по произведениям литературы и кино.
Между тем экспрессионизм начинался как течение в изобразительном искусстве с творчества художников группы «Брюкке» («Мост»).
Крик без крика
В 1905 году четыре студента-архитектора - Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф и Макс Пейхштейн - создали объединение, положившее начало экспрессионистскому искусству.
Так уж сложилась собирательская политика русских коллекционеров, что в музеях Москвы и Петербурга практически нет крупных работ художников группы «Мост».
Есть небольшое количество графики, в постоянной экспозиции Музея имени Пушкина и Русского музея можно видеть картины не с самого начала и недолго примыкавшего к течению голландца Кес Ван Донгена (но другого периода и иной эстетической направленности).
С основными представителями группы, да еще во всей полноте и многообразии их творчества выставка, сформированная из коллекции берлинского музея «Брюкке», московскую публику знакомит впервые.

Не надо забывать, что основатели «Моста» были художниками-самоучками, и нет ничего удивительного, что в своих ранних работах они многое заимствовали у своих великих предшественников и старших современников.
Так, даже неспециалист с первого взгляда увидит влияние Ван Гога в «Портрете молодого человека» Эриха Хеккеля (1905), Гогена - в его же картине «Молодой человек и девушка» (1909) или Сезанна в «Пейзаже в окрестностях Дрездена» (1913).
Только если предшественникам-первооткрывателям достались все синяки и шишки, то на долю экспрессионистов выпали прижизненная слава и благополучие.
Закончившиеся, правда, в конце 1930-х, когда нацисты объявили их искусство «дегенеративным», произведения изъяли из музеев, а художников лишили возможности творить - но это все случилось спустя десятилетия после того, как группа «Мост» прекратила свое существование и ее участники пошли каждый своей дорогой.

Импрессионизм, фовизм, символизм, стиль модерн, а также архаичное искусство Африки, Океании, Древнего Египта - молодые немецкие экспрессионисты были открыты ко всем самым ярким течениям в современном им изобразительном искусстве и черпали вдохновение в традициях иных цивилизаций.
Экспозиция Пушкинского музея позволяет проследить эти влияния. Выставка крупная - представлено 134 работы, - и на ней нашлось место произведениям не только «отцов-основателей» группы «Мост», но и мастерам, примкнувшим к ней позднее - Эмилю Нольде, Куно Амье и другим.
А творчество основной «четверки» представлено не только работами, выполненными в период существования объединения (1905-1015), но и созданными много позже его официального роспуска.
Еще шире жанровое разнообразие: натюрморты, интерьеры, портреты и автопортреты, пейзажи, в том числе городские и деревенские, жанровые сцены.
А также иллюстрации к литературным произведениям (например, к роману Эмиля Золя «Человек-зверь» работы Эрнста-Людвига Кирхнера), ну и не самая популярная у других художников-модернистов «трудовая тема» («Итальянские каменщики» и «Рыбацкая лодка» Макса Пехштейна, «Строители около дома» Карла Шмидта-Ротлуфа).
Не обошлось и без религиозных мотивов («Осмеяние Христа» Эмиля Нольде - один из самых ярких и значительных экспонатов выставки).
Разумеется, изображение даже будничных на первый взгляд событий у экспрессионистов далеко от простого копирования реальности. Им важнее всего было выразить собственную эмоцию, а предметы они очень часто старались запечатлеть в движении.
Отсюда яркие, кричащие и далекие от природных цвета, нарушение пропорций тела и классических законов пространственной перспективы.

Кроме живописи, на выставке немало и графических работ, причем особенно интересно сопоставить, как одни и те же сюжеты один и тот же автор решает на полотне и на листе бумаги.
Например, живописный и графический варианты «Девушки перед зеркалом» Карла Шмидта-Ротлуфа. Правда, от посетителя потребуется быть внимательным: живопись выставлена в «белом зале», а графика - на «колоннаде».
В отличие от французских импрессионистов или Модильяни, чья монографическая выставка в прошлом году в ГМИИ пользовалась небывалым успехом, имена немецких художников-экспрессионистов широкой публике известны меньше, а их творчество может показаться не таким уж привлекательным неподготовленному зрителю.
Но среди работ, действительно требующих если не интеллектуального, то, как минимум, определенного душевного настроя, есть и такие, как, скажем, «Влюбленные у садовой ограды» Отто Мюллера (1916), способные растрогать любого посетителя вне зависимости от степени его осведомленности в истории искусства ХХ века.

Сгоревшие спички
Одновременно с зачинателями немецкого модернизма через переулок от основного здания ГМИИ, в Музее личных коллекций, открылась монографическая выставка скульптуры, живописи и графики Альберто Джакометти.
Совпадение интересное еще и потому, что на выставке группы «Мост» можно увидеть исполненный Куно Амье портрет Джованни Джакометти, отца выдающегося скульптора, известного в начале ХХ века живописца.

Выставка, занимающая всего пять сравнительно небольших залов на первом этаже, тем не менее, представляет все этапы творчества Альберто Джакометти (1901-1966).
Начиная с раннего, юношеского автопортрета маслом (1920), где заметно влияние постимпрессионистов.
Вообще же Джакометти, оставаясь художником необычайно оригинальным - а характерным образом вытянутые и истонченные формы его скульптур узнаваемы с первого взгляда, - прошел сквозь самые важные художественные течения в европейской культуре первой половины ХХ века.
И везде оставил важный след. Что наиболее важно для нас - это можно проследить по представленным на выставке экспонатам. В работах середины 1920-х годов очевидно влияние кубизма.
В скульптуре «Пара» проявляется характерное для художников тех лет увлечение архаичным африканским искусством. Вторая половина 20-х и начало 30-х проходят под знаком сюрреализма - Джакометти приняли в свой круг Бретон и Дали.
Скульптуру «Смотрящая голова», представляющую собой неправильный четырехугольник с двумя углублениями, горизонтальным и вертикальным, сюрреалисты считали «проекцией из мира подсознательного», а рисунок Джакометти «Острие, направленное в глаз» (1932) как будто прямо навеян сюрреалистическим киношедевром Бунюэля и Дали «Андалусский пес» (1928).

В центре экспозиции - одни из самых известных работ Джакометти, по которым его стиль узнается безошибочно.
Триптих «Большая женщина», «Голова» и «Шагающий человек» (скульптурная группа, установленная на площади перед «Чейз Манхэттен банком» в Нью-Йорке), знаменитая «Женщина-ложка» (1926-27).
И не менее знаменитая «Колесница» (1950), моделью для которой художнику послужила его жена Аннетта, «Собака» (1951), представительная серия обнаженных (модель - опять-таки Аннетта).
И, конечно, более поздние ню, для которых Джакометти позировала проститутка Каролина, с которой он познакомился в 1960-м; навеянная впечатлениями бегства от немецкой оккупационной армии «Рука» (1947); «Маленький бюст на двойном цоколе» (1940-41), где Джакометти пытался передать эффект «удаляющейся фигуры». В связи с чем сам объект получился размером с ноготь, а «постамент» - вдесятеро крупнее.
Ну и «Лес», состоящий из антропоморфных, но в то же время напоминающих деревья фигур, наклонившихся друг к другу будто бы за разговором, и другие не менее хрестоматийные вещи.

В то же время можно увидеть и раритеты, прежде всего графические. Например, некоторые из 150 листов цикла «Париж без конца» или книжную графику—иллюстрации к поэтическому сборнику Мишеля Лейриса «Живые останки, безымянные», выполненные тридцать лет спустя после того, как сюрреалист Лейрис опубликовал в журнале Жоржа Батая программную статью о творчестве Джакометти.
И самый трогательный раздел выставки - работы, посвященные родным. Помимо жены Аннетты моделями для Джакометти служили его брат Диего, ближайший сподвижник художника на протяжении всей жизни (представлены два бюста брата и один живописный портрет), и мать.
Рисунок «Мать за столом. Натюрморт» (1963), как и работа «Человек и солнца» (того же года), исполнен обычной шариковой ручкой, что делает его особенно трогательным.

Взгляд Джакометти на изображаемый предмет его современники-критики характеризовали как «зрение, освобожденное и очищенное от условностей» (Жан Дюпер).
В то же время выставка демонстрирует, что в поле этого очищенного от условностей зрения находились объекты, традиционные для художников-классиков: предметы быта, родные и близкие, городские виды.
Сочетание традиционной тематики с неповторимым изобразительным стилем - черта, которая вызывает интерес к творчеству Альберто Джакометти не только у упертых фанатов модернистского искусства, но и у еще более непримиримых любителей искусства традиционного.

БРЯНСК.RU

Источник: Взгляд


  Комментарии: 0   Версия для печати  Подписаться на новости  На главную


В РОССИИ И МИРЕ: ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Ещё →  
9-12-2021, 11:51
Тотализаторы: что это такое и чем они отличаются от обычных ставок?

Первая ассоциация со словом «тотализатор» у многих — это скачки, которые были так популярны в середине  XX века в США..»

13-9-2021, 13:35
Играть в бесплатные игровые автоматы в онлайн-клубе Вулкан

Особенности запуска автоматов в режиме демо. Переходите на официальный сайт казино Вулкан, чтобы поиграть в онлайн-слоты бесплатно без ограничений по времени...»

25-5-2021, 16:42
Стоит ли посещать офтальмолога при замене очков?

Во Франции с 2016 года можно заменить очки и без рецепта офтальмолога. Если в оптике вы представите последний полученный рецепт на очки, вам без проблем подберут новые..»

27-2-2017, 01:11
Поиграть в казино Вулкан

Фанаты онлайн гэмблинга всегда могут наведаться в казино Вулкан, чтобы зарядиться порцией адреналина..»

20-2-2017, 10:18
Новое казино Супер Слотс поможет воплотить ваши мечты в реальность

Виртуальное казино любого типа – это отличная площадка для того чтобы заработать если не состояние, то как минимум - хорошие деньги..»

18-9-2016, 13:56
В Туле за неуставные взаимоотношения осуждены военнослужащие

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора военнослужащим войсковой части 6570 г. Тула рядовым Батыру Цороеву, Алану Абаеву, Алаутдину Агаеву..»

18-8-2016, 09:43
В Туле за истязание и неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего осужден бывший военнослужащий

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора бывшему военнослужащему..»

15-6-2016, 11:45
В Туле за мошенничество осужден офицер-десантник

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора военнослужащему войсковой части 54392, дислоцированной в г. Тула, гвардии старшему лейтенанту Абызову Игорю Александровичу..»

9-5-2016, 11:23
Поддержка работоспособности мотоблока Нева не вызовет затруднений

Запчасти на мотоблок Нева позволяют восстановить работоспособность этой сельскохозяйственной техники..»

25-4-2016, 10:15
В Туле командир роты осужден за сбор денежных средств с подчиненных

Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Тульскому гарнизону Западного военного округа, признаны судом достаточными для вынесения приговора командиру 1 разведывательной роты войсковой части 54392 гвардии капитану Чубинцу Роману Ивановичу..»

На "Армате" нажали не ту кнопкуНа "Армате" нажали не ту кнопку

Вице-премьер рассказал, что сильно волновался, когда наблюдал за парадом Победы на Красной площади..

ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
комментариев - 1, 15-1-2017
Два тунеядца напали на пенсионера в подъезде его дома
комментариев - 2, 8-11-2016
В Брянской области катастрофически не хватает рабочих рук
комментариев - 1, 20-7-2016
Автоинспекторы просят брянцев жаловаться на плохие дороги
комментариев - 19, 23-11-2015
Не забудем! Не простим!
комментариев - 1, 18-9-2015
Главой Стародубского района избран Владимир Ковалев
комментариев - 1, 24-8-2015
На ярмарках выходного дня брянцы расхватали картофель
комментариев - 1, 23-8-2015
Брянская красавица и ее жених предстали перед судом
комментариев - 1, 19-8-2015
Брянские любители роскошных авто заплатят 17 миллионов рублей
комментариев - 8, 18-8-2015
На выборах губернатора Брянской области победил Богомаз
комментариев - 3, 12-8-2015
В Советском районе Брянска запланирован ремонт дворов
комментариев - 4, 12-8-2015
Сражаться за губернаторское кресло продолжат три кандидата
комментариев - 2, 11-8-2015
Роскомнадзор начал охоту на мат в СМИ
комментариев - 1, 26-7-2015
Денину предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями
РЕКЛАМА

Контекстная реклама

ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU:
Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru
Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru
Архивы за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг.
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU
При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна
Материалы газеты могут содержать информацию 18+
Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь
с Правилами cайта (договор-оферта).
Если вы не согласны с Правилами,
немедленно покиньте сайт!