10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Апокриф4 июня 2008, среда, 09:19 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Такое ощущение, что в детстве бога не было. Была дача, был лес, какие-то страшные силы в этом лесу, черная рука под кроватью, ландыши на палых иглах, сирень в конце лесной аллеи, даже собачий скелет и череп, прикрученные цепью в ельнике по пути на озеро (казалось, вот самое страшное, потому что – зло, и понятно, что сделанное человеком, очень легко было себя представить этой собакой), даже маньяк был, о котором судачили в одно лето, что он бродит где-то в окрестностях, всех режет (и очень хотелось попасться этому маньяку: даже выходил за калитку в сумерках, смотрел в сгущающуюся сиреневую мглу, сердце замирало, ждал, не дождался).Но бога – не было. Объяснений этому можно найти много. Например, что жили в Советском Союзе. Но ведь была же еще прабабушка. Которая рассказывала иногда перед сном: «...И полетели синие и розовые голубки, над лесами, над облаками, и видят вдруг с небес, сидит на камне дева Мария, плачет. «Чего же ты плачешь?» – спрашивают голубки. «Как же мне не плакать, – отвечает дева Мария, – украли у меня сына, Иисуса Христа, распяли. И осталась я одна на целом свете». Из рассказа было понятно, что украли младенчика. Нехорошо. Что распяли – еще хуже. Как это, младенца – и распинать? (Тут вспоминалась собака на цепи, что она думала, когда ее волокли в ельник, по пути на озеро, как раскорячили на цепи, как оставили ее подыхать, как она выла в ночном лесу.) Это было неприятно и больно. Но из этого всего также следовало то, что укравшие – плохие люди, разбойники, а сама бабушка верит в какого-то бога-ребенка. Он заслужил. И теперь у него все хорошо. Потому что детей убивать нельзя. (Ну кроме меня, разумеется. Но я, что называется, и не претендую. Стою себе у калитки, сирота сиротой, жду-пожду, когда наконец по мою душу маньяк придет. А он все не идет. Холодает. Вот ведь скотина.) Но бабушке мои ожидания не указ. Она может жить по-своему. И поэтому тому ребенку (по бабушкиной версии) за все муки, его и матери, за все несправедливости и обиды – после похищения и глумления – построили храмы, стали в него верить, а он всем с облака помогать. Ему даже Пасху с куличами и яйцами посвящают. Приятно было думать, что бабушкина религия – оплакивать ребенка. Все было логично и даже красиво. Но в любом случае ни этот мальчик (я никого на облаке не видел), ни какой-нибудь более древний бог (например, неизвестный тогда мне Сварог или Хорс, которые, если б знал, показались бы мне тогда убедительней, так как верхушки деревьев ночью были живыми и разговаривали) в мире не присутствовали. Я даже их ни разу не заподозрил. И это было странно. И показательно. ....Я не знаю, какой опыт был у детей, которые, например, жили в настоящей верующей семье (надо спросить), но мой детский опыт говорит: мир был огромен, многослоен и загадочен. Но он был безначален. Не было в этом мире никого. Сверх нас. И ничего ужасного в этом не было. Это желание, чтоб кто-то конкретный был, вообще подозрительная вещь. Все, наверное, помнят, как в 5–6 лет человек вдруг просыпается с похолодевшим от ужаса животом и понимает, что когда-нибудь он умрет. До этого он никогда не думал об этом. И пришло это понимание внезапно, без всяких свидетельств. Не обязательно было видеть, как хоронят кого-то или как убили птицу. Это просто являлось. Как данность. Страх был так огромен, а бездна в животе так бездонна, что человек 5–6 лет начинал кричать. Кричал он страшно и долго, успокоить его можно было только какой-то откровенной чушью, через пень-колоду и, в общем-то, не навсегда. Приступ через некоторое время повторялся. И человек понимал, что рано или поздно его тело погибнет. То есть, иными словами, смерть в мире есть. И она жила с этого дня в животе как иголка. Но я ни разу не просыпался среди ночи в 5–6 лет – с криком, что бога нет. И с радостно бьющимся сердцем, что он есть, – тоже не просыпался. ...Бог появился потом. Его просто пришлось придумать. На него – согласиться. Ребенок-мальчик для меня не работал, и его пришлось переделать в отца. И этот бог переливался, а иногда мерцал, то исчезая, то проявляясь во вполне тривиальных формах. Чтобы потом стать – чистым сиянием. И можно было просить, угрожать, соблазнять, обещать и советоваться. А через несколько десятилетий и это ушло. И я опять слышу только древесный шум. Что-то гудит и опять исчезает. И опять гудит – и опять оставляет меня одного. Но пожаловаться – некому. И некого упрекнуть. Я ведь даже не знаю, как «это» звать по имени. И никакие чужие имена «этому» не подходят Но если уж кого-то упрекать, пусть понарошку, то вот я подумал сейчас, что тогда, ночью (в ту мою пяти-шестилетнюю воробьиную ночь), моим родственникам, когда я кричал и бился, нужно было придумать какие-нибудь более достойные слова утешения. Ни про таблетки, которые изобретут, ни про успехи научной заморозки, ни про то, что если я буду хорошим мальчиком и т.д. А про что-то другое. (...Я тут пытался наспех объяснить это «другое», когда написал «Лес в телефоне». Написал и получил результат через несколько дней: «Мне не понравилось. Людям нечего процитировать». Неудивительно.) В общем, я сам не уверен, что меня бы тоже утешило в шестилетнем возрасте это «другое». И что если бы у меня на руках плакал отчаявшийся дошкольник, то я бы тоже не стал бы городить какую-нибудь пургу про таблетки и встречу с мамой на небе. Ну разве что про бессмертную душу... «Ты будешь ветром».Вряд ли это кого-то утешит… Но все равно меня не покидает ощущение, что в детстве мы были смелее. И как-то честнее. В онтологическом смысле. Умели выходить за калитку. Ну я по крайней мере. ...И темный лес на фоне более светлого неба шумел ночью и говорил со мной на страшном, огромном и сладком языке. И мир был безначален. И никто не был ни в чем виноват. И я был свободен. И даже встречать маньяков – в сумерках – было смешно. В детской майке и синих колготках («в комботках», как говорила прабабка). (Эх, условный дядя Миша – или дядя Вася, как там тебя? – прощай. Не лежать мне во рву не кошенном, в овраге июньском, в канаве, в крапиве, с розовым голубком на груди юным барабанщиком в одном сандалии на рассвете. Не спать мне как ангел. Не стал ты моим разбойником. Не нанес три удара. Не перерезал горло. Никто не оплакал меня. И никто не посвятит мне теперь ни кулич, ни пасху. Будь ты за это проклят.) ...Кстати, о голубках. Вот этот апокриф бабы Таты про голубей – синего и розового... Я никак потом не мог найти ничего подобного. Смотрел апокрифы. Но они были какие-то монашеские, мужские, спорили между собой. А вот такой простонародной чудесной ерунды, такой очевидной сказки про раскрашенных дешевой пряничной глазурью голубей – не было. И тут в блоге поэта и писательницы Янины Вишневской увидел (даже не поверил сначала) записанный с забытого листка, набранный с голоса непонятно какой деревенской старухи текст. Голубей там не было, но тесто, на котором этот текст был замешен, было то самое. Родное, потерянное, пряничное. ...Как-то в последнее время некоторые вещи стали ко мне возвращаться. Даже странно. сон пресвятой богородицы дева Мария, где ты спала ночевалав городе Ерусалиме у истинаго Христау Иана Златоустамало мне ноченьки спалосямного во сне виделосьвидела я сон страшный и ужасныйчто будто бы Христа бога породилав белую пелЕну пеленалаи нетленною ризой прикрывалапришёл чудо жид Иудавзял Христа с престолаи понёс на три золотые золотницыпервое дерева второе кедра третье кипарисоваяистинаго Христа распиналина распятиих прибивалиангелы прилеталигорячую кровь выпускаличарочки подставлялис этой страстью с этим ужасомстали лес поля и горыходит мать Мария по гореплачет и рыдает о своём сынебожья плачь моя мать не плачья вознесу тебя на небесая вознесу тебя к моим божьим мыслямкто эту молитву знаеттот три раза в день прочитаеттого господь не забудети никто лица белого не охУлитаминь Можете цитировать. Источник: Взгляд
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |