ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете

Надежда Киева – «Булат»

30 апреля 2009, четверг, 21:39 – БРЯНСК.RU   |   Комментарии: 0   |  Версия для печати
Правительство Украины приняло решение о закупке для своей армии 29 модернизированных танков Т-64БМ «Булат». Таким образом премьер-министр страны Юлия Тимошенко выполнила обещание обеспечить танкостроителей твердым госзаказом. Последнее время на Украине всерьез рассчитывают сделать танкопром одним из важных источников экспортных поступлений. Военный эксперт газеты ВЗГЛЯД попытался разобраться, насколько опасна конкуренция соседей для российских танкопроизводителей.

Украинская армия получит 29 модернизированных танков Т-64БМ «Булат», сообщает РИА «Новости». Обновленные танки будут выпущены на одном из старейших танкостроительных предприятий на территории СНГ – харьковском заводе им. Малышева. Рассматривается также вопрос о начале серийного производства танка «Оплот» на базе модернизированных Т-80. Как сообщают украинские СМИ, военные танками в целом довольны, хотя в российской прессе принципы активной защиты и характеристики новых украинских машин подвергаются жесткой критике.

Таким образом премьер-министр страны Юлия Тимошенко выполнила обещание обеспечить танкостроителей твердым госзаказом, данное 17 марта во время визита в Харьков. По ее словам, в стабилизационном фонде госбюджета заложена рекордная за последние годы сумма на госзаказ для оборонных предприятий - 2 млрд 700 млн гривен (375 млн долларов). Часть этих денег достанется как раз харьковскому танковому заводу.

«Я не могу сказать, какая именно сумма, пока Министерство обороны вместе с заводом им. Малышева детально не просчитали эту цифру. Но это будет достаточная сумма, чтобы покрыть весь государственный заказ, и достаточный заказ, чтобы загрузить полностью завод имени Малышева», – сказала тогда Тимошенко.

Харьковский танковый завод им. Малышева – одно из старейших танкостроительных предприятий в СССР. Именно здесь перед войной в основном была разработана и запущена в серийное производство знаменитая «тридцатьчетверка». Здесь же в середине 1960-х был разработан танк, давший начало новому классу бронированных боевых машин – основным боевым танкам (ОБТ).

Основная особенность ОБТ –сочетание огневой мощи и бронезащиты тяжелого танка с массогабаритными характеристиками и подвижностью среднего. Первым в мире ОБТ стал «объект 432», поставленный в серийное производство в 1963 году. Любопытно, что под этим безликим названием танк эксплуатировался в войсках несколько лет, прежде чем постановлением Правительства о принятии на машины вооружение от 2 декабря 1966 года ему был присвоен индекс Т-64.

Как и всякая радикально новая машина, танк доводился долго и упорно. Судьба Т-64 напоминает историю создания и принятия на вооружение танка Т-34 в 1940-41 годах. Так же, как и в сороковых, консервативные военные - особенно высший командный состав, воспитанный на устарелых взглядах времен Великой Отечественной войны, - были настроены против принципиально нового танка, который, скажем прямо, не был свободен от «детских болезней».

В результате, в 1980-1985 годах на вооружение были приняты вполне доведенные, совершенные боевые машины Т-64Б/БВ и Т-64Б-1/БВ-1, несколько отличающиеся по комплексу бронезащиты. Кроме того, «64-ка» послужила базой для создания многих современных российских ОБТ, таких как Т-80У/УД и, частично – Т-90 (на танке установлена система управления оружием (СУО), башня и механизм заряжания, являющиеся прямым развитием аналогичных систем Т-64), а также украинского Т-84.

Судьба Т-64 в российской армии, как говорится, «не задалась». К моменту распада СССР был единственной страной в мире, где параллельно выпускались сразу несколько видов ОБТ. Харьков строил Т-64 и модификации Т-80 с газотрурбинной силовой установкой, Омск выпускал дизельные модификации «80-ки» (которые вполне можно считать отдельным типом танка), а Нижний Тагил гнал серию Т-72.

Причем «64-ки» шли в основном в западные военные округа и группировки советских войск в Европе: считалось, что эти танки, обладающие более совершенной СУО, первыми вступят в противоборство с армиями НАТО. Т-72 рассматривался, скорее, как массовый «мобилизационный» танк, кроме того, он предназначался на экспорт. Т-80 с турбинами был рассчитан на особые климатические зоны, а его дизельные варианты, не уступавшие по возможностям СУО харьковским танкам, – для подстраховки последних: двухтактный дизель 5ТД/5ТДФ был весьма дорог и требовал высококвалифицированного обслуживания.

С распадом страны, в условиях нарушения интеграционных связей содержать одновременно несколько типов танков (сюда еще необходимо включить машины типов Т-55 и Т-62, которые продолжают нести службу до сих пор, в частности – на Северном Кавказе) стало непозволительной роскошью. Украина начала активно избавляться от «иномарок» Т-72, распродавая их направо и налево, а российские «64-ки» частично пошли под автоген, некоторые из них дослуживают срок до износа в восточных округах в качестве учебных машин.

Таким образом «64-ка» и машины на ее базе сегодня является основной надеждой украинского танкопрома, вместе с бронетранспортерами БТР-3 и БТР-4.

Танки Т-64БМ «Булат» (объект 447АМ-1) впервые были продемонстрированы в 1999 году на параде в Киеве в честь Дня независимости. В 2005 году появилось сообщение о принятии на вооружение 17 «Булатов», еще 10 танков поступили в 2008 году. По наиболее достоверным оценкам, сейчас в строю находится не более 50 танков этого типа, все – в составе 1-й гвардейской танковой бригады 8-го армейского корпуса Сухопутных войск ВС Украины.

Фактически, «Булат» – это модернизированный до уровня танка Т-80УД «Береза» Т-64БВ/БВ-1. От 80-ки позаимствована зенитно-пулеметная установка, осветитель инфракрасного прицела и система метеорологических сенсоров. Похоже, решена на нем и система динамической защиты. Кроме того, по крайней мере, на части танков установлены форсированные двигатели 5ТДФМ мощностью 850 л.с.

Таким образом, танк «Булат», представляющий собой глубокую модернизацию базовой машины, ничего принципиально нового из себя не представляет: по бронированию он не превосходит российский Т-72Б(М) образца 1989 года или модернизированные Т-72БА (модернизации 2000 года), несколько превосходя последние по комплексу управления вооружением. Впрочем, Т-72БМ «Рогатка» превосходит «Булат» по всем статьям, не говоря уже о танке Т-72БУ, более известном как Т-90.

К сожалению, славное некогда предприятие сегодня фактически деградировало до уровня крупного танкоремонтного завода, хотя на его базе действует опытно-конструкторское бюро им. Кошкина, которое и разрабатывает новые образцы БТТ. Единственным крупным контрактом завода за последние годы стала поставка в Пакистан партии из 300 танков Т-84, начатая в 1996 году. Второй крупный успех – победа в прошлогоднем тендере на поставку ВС Таиланда БТР-3, причем тайские военные не скрывают, что основным критерием при выборе украинского изделия стала его невысокая цена.

В КБ им. Кошкина разработан и первый национальный украинский танк Т-84У «Оплот», разработанный на базе Т-80УД «Береза». Это довольно интересная машина, оснащенная системой встроенной активной защиты «Нож» и тепловизионным прицелом со сквозным каналом, позволяющим командиру танка не только вести наблюдение за полем боя, но и самостоятельно вести огонь. В настоящий момент она существует в виде нескольких опытных образцов, заметно отличающихся друг от друга. Это означает, что окончательный облик танка еще не выработан, и объект пока далек от стадии серийного образца. Тем не менее, это не помешало министру промышленной политики Украины Владимиру Новицкому сделать 27 апреля заявление, о том, что производство «оплота» начнется уже в этом году. По словам министра, часть средств из 100 млн. гривен (12,5 млн. долл.), которые будут направлены в этом году Минобороны на Харьковский авиазавод имени Малышева, будет использована для производства танков «Оплот». Вместе с тем большая часть средств из этой суммы будет направлена на производство для Минобороны танков предыдущей модификации (тех самых 29 Т-64БМ2 «Булат» – прим.).

Кроме того, Новицкий сообщил, что 23 апреля правительство перечислило заводу имени Малышева 136 млн. гривен из Стабфонда на финансовое оздоровление (уплата платежей в бюджет, ПФ, а также ликвидация задолженности по зарплате).

Как кажется, украинские власти, наконец, осознали, что в перспективе страна может остаться вообще без собственного танкостроения. Потребности ВС Украины в современных образцах БТТ не так велики, как у армии России, поэтому при стабильном финансировании программа модернизации 400 Т-64 в модель «Булат» вполне позволит заводу им. Малышева продержаться на плаву в течение как минимум еще 10 лет.

Проект модернизации Т-64 рассчитан всего на 10 лет и предусматривает создание около 400 Т-64БМ «Булат». Помогут и экспортные заказы: к украинским БТР, например, присматриваются не только развивающиеся страны, но и вполне респектабельные клиенты. Более того, на Украине всерьез рассчитывают сделать танкопром одним из важных источников экспортных поступлений.

Для России гораздо более важно, смогут ли харьковские танки составить конкуренцию продукции уральских предприятий на внешних рынках. Ответ не столь однозначен как кажется. С технической точки зернения – однозначно не уступят: школа-то общая. Однако, когда речь идет о возможности производить танки массовой серией и в сжатые сроки по требованию инозаказчиков – тут преимущество полностью на нашей стороне: как уже отмечалось, производственные мощности харьковского завода в значительной степени деградировали.

БРЯНСК.RU

Источник: Взгляд


  Комментарии: 0   Версия для печати  Подписаться на новости  На главную


НОВОСТИ ДНЯ: ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Ещё →  
15-7-2013, 14:13
Тело пассажира «Калидус» нашли неподалеку от места крушения

Поиски 52-летнего начальника брянского авиа-спортивного клуба ДОСААФ начались еще в пятницу сразу после крушения..»

2-8-2011, 12:11
Оборудование для безопасности стало доступнее

Видерегистраторы, видеокамеры, сигнализации и другие средства охраны и безопасности стали доступнее. К примеру, полноценный видеорегистратор на четыре видеокамеры стоит всего-то 3500 рублей..»

5-4-2011, 18:40
Глава "Банка Москвы" пообещал вернуться

Андрей Бородин назвал условия, при которых вернется на родину..»

15-7-2013, 14:13
Тело пассажира «Калидус» нашли неподалеку от места крушения

Поиски 52-летнего начальника брянского авиа-спортивного клуба ДОСААФ начались еще в пятницу сразу после крушения..»

2-8-2011, 12:11
Оборудование для безопасности стало доступнее

Видерегистраторы, видеокамеры, сигнализации и другие средства охраны и безопасности стали доступнее. К примеру, полноценный видеорегистратор на четыре видеокамеры стоит всего-то 3500 рублей..»

5-4-2011, 18:40
Глава "Банка Москвы" пообещал вернуться

Андрей Бородин назвал условия, при которых вернется на родину..»

Глава "Банка Москвы" пообещал вернутьсяГлава "Банка Москвы" пообещал вернуться

Андрей Бородин назвал условия, при которых вернется на родину..

ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
комментариев - 1, 15-1-2017
Два тунеядца напали на пенсионера в подъезде его дома
комментариев - 2, 8-11-2016
В Брянской области катастрофически не хватает рабочих рук
комментариев - 1, 20-7-2016
Автоинспекторы просят брянцев жаловаться на плохие дороги
комментариев - 19, 23-11-2015
Не забудем! Не простим!
комментариев - 1, 18-9-2015
Главой Стародубского района избран Владимир Ковалев
комментариев - 1, 24-8-2015
На ярмарках выходного дня брянцы расхватали картофель
комментариев - 1, 23-8-2015
Брянская красавица и ее жених предстали перед судом
комментариев - 1, 19-8-2015
Брянские любители роскошных авто заплатят 17 миллионов рублей
комментариев - 8, 18-8-2015
На выборах губернатора Брянской области победил Богомаз
комментариев - 3, 12-8-2015
В Советском районе Брянска запланирован ремонт дворов
комментариев - 4, 12-8-2015
Сражаться за губернаторское кресло продолжат три кандидата
комментариев - 2, 11-8-2015
Роскомнадзор начал охоту на мат в СМИ
комментариев - 1, 26-7-2015
Денину предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями
РЕКЛАМА

Контекстная реклама

ПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОПРОИСШЕСТВИЯКУЛЬТУРАСПОРТМЕДИАВ МИРЕАВТОТЕХНОЛОГИИ
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU:
Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru
Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru
Архивы за 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг.
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU
При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна
Материалы газеты могут содержать информацию 18+
Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь
с Правилами cайта (договор-оферта).
Если вы не согласны с Правилами,
немедленно покиньте сайт!