10 октября, четверг |
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Дзен без смысла16 марта 2009, понедельник, 19:09 – БРЯНСК.RU | Комментарии: 0
| Версия для печати Читателю предлагаются зарисовки, написанные в далеком 1985-м и предвосхищающие известные романы. Обратите внимание: в этих зарисовках пока еще нет никаких ушастых девушек, нет человекоовец, вселяющихся в людей, нет бездумно танцующих и бесследно исчезающих. Совсем никаких заводных птиц и заброшенных колодцев. В этом особая прелесть: рассказы основаны на фактическом материале, все это реальные истории людей из плоти и крови. Молодой Мураками упражняется в создании реалистичной прозы, только и всего.И само собой, в 1985-м собрать сии экзерсисы и опубликовать их под одной обложкой в планы писателя не входило – да и кто бы, спрашивается, купил? Зато теперь другое дело. Под сенью бестселлеров издавать раннее, немного корявое и никому неизвестное – нормальная практика. И писатель рад, и издатель доволен, и фанатам любопытно. Емкий философский образ тоже нашелся, не беда, что не новый и потертый за века употребления: карусель. Мураками сформулировал метафору еще в предисловии: «наша жизнь – как карусель – мы всего лишь вращаемся в определенном месте с определенной скоростью. Наше вращение никуда не направлено. Ни выйти, ни пересесть». Да, именно так. Воображаемые враги, ветряные мельницы, деревянные кони, призрачные карусели – Мураками находит свою литературную лошадку с деревянными копытцами и встраивается в общий поток. Честно признаться, мне всегда казалось, что его рассказы удачнее романов: жанр сам по себе короткий, не развернешься, мыслью по древу особо не растечешься. Большая проза избыточна, пестрит от самоповторов, устаешь от нее задолго до финала. Такой роман – все равно что гриб: с виду аккуратен и хорош, но грибница уходит под землю и там разветвляется, разветвляется, и так до бесконечности… Добавьте к этому полнокровную мистику, лезущую изо всех щелей, как трава по весне. Ну и, конечно, постмодернистский аттракцион – то знакомую метафору из текста выловишь, то фрак чей-нибудь мелькнет, то мотив прозвучит небезызвестный. В «карусельных» зарисовках тоже без этого не обошлось. Есть в сборнике рассказ с приятным названием «Рвота 1979». Эта история молодого человека, который жил-не тужил, спал с женами и возлюбленными друзей (хобби у него было такое) и вообще чувствовал себя прекрасно, пока в один прекрасный день его не начало рвать. И рвало сорок дней подряд – просто так, ни с того, ни с сего. А тут еще телефонные звонки начались подозрительные: поднимает он трубку, а там незнакомый голос называет его имя и отключается. Да-да, кому «Звонок» напоминает, а кому сартровскую «Тошноту». Рвет, понимаете ли, героя. От чего? От японской повседневности? От самого себя? От бытия вообще? Мураками в общем и полюбился читателю потому, что его проза оставляет простор для интерпретаций, одно перетекает в другое, отсылает ко всему одновременно – а главное все необязательно, никаких строгих границ. Читатель может вообразить, что душе угодно, Мураками не заставляет его ломать голову сверх меры – так, разве что загрузит слегка. А обо всем – значит, ни о чем. В финале героя вдруг перестает рвать и точка, все возвращается на круги своя. Что хочешь – то и думай. Кстати, это единственный рассказ с мистическим колоритом. И скажите спасибо, что за монологом героя не тянется расследование на 500 страниц. Остальные зарисовки не блещут изобретательностью, но читать их любопытно: женщина бросает мужа из-за шорт, инвалид при лунном свете показывает Мураками свое сокровище – не подумайте плохого – охотничий нож, мужчина вслепую нащупывает «поворот» - тот возраст, ту границу, после которой начнется вторая половина жизни, стремительно приближающая к закату. Все это выхваченные из жизни фрагменты, незатейливые переплетения судеб, унылые трансформации персонажей. Да, Харуки Мураками бывает изобретательным, бывает изысканным и остроумным, и все-таки не покидает ощущения бессмысленности его прозы: загадки бытия не разгаданы, моральные страдания ничем не разрешаются, вечные вопросы пережевываются вперемешку с едой, ни утешения, ни выводов – ничего. И это даже не «джазовый дзен», а какой-то «дзен без смысла». Так, наблюдение за хороводом образов. Беда вот в чем: чтобы пересесть с карусели Мураками надо найти что-нибудь на замену: что-то на порядок выше, но незаезженное. А такой аттракцион еще поискать… Источник: Взгляд
|
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА | ОБЩЕСТВО | ПРОИСШЕСТВИЯ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | МЕДИА | В МИРЕ | АВТО | ТЕХНОЛОГИИ |
Фоторепортажи | Видеосюжеты | Комментарии | Погода | Работа | Форум | Карта | Подписка и RSS | Реклама| О газете |
Размещение рекламы в газете БРЯНСК.RU: Прайс-лист, тел. (4832) 37-19-38, почта info@briansk.ru Для информационных писем в редакцию: news@briansk.ru | Архивы за 2024, 2021, 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005 гг. | |||
2005–2015 © Ежедневная интернет-газета БРЯНСК.RU При цитировании активная ссылка на БРЯНСК.RU обязательна Материалы газеты могут содержать информацию 18+ | Открыв данный сайт, Вы соглашаетесь с Правилами cайта (договор-оферта). Если вы не согласны с Правилами, немедленно покиньте сайт! |